Премьерой постановки «Человек в футляре» (12+) открыл новый театральный сезон Казанский ТЮЗ.
В фойе Дома актёра, где состоялся спектакль, зрителей встречала доска почёта с «хулиганскими» историями из жизни Чехова, Лобачевского, Бутлерова, Пушкина, Циолковского. Так, будущий великий математик Лобачевский однажды приехал на учебу верхом на корове. Легендарный конструктор ракетно-космических систем Королёв в школе был круглым троечником, его интересовала только авиация. Как непохожи они на чеховского Беликова (заслуженный артист РТ Павел Густов), который ревностно исполняет циркуляры и живёт в страхе, твердя «как бы чего не вышло»!
«Меня волнует этот странный удивительный феномен: нас учат прилежности, дисциплине, нас учат получать хорошие отметки, но почему в жизни зачастую реализуются троечники? - задаётся вопросом режиссёр Радион Букаев. - Где найти этот баланс и как сохранить в себе внутреннего хулигана, который придумывает космические корабли, открывает новые земли, движет прогресс?».
Жанр спектакля Радион Букаев сформулировал как «весёлый реквием». И это вполне в духе Чехова.
«Вишневый сад» - комедия, а в конце человека замуровали… Это трагикомедия, - рассуждает режиссёр. - В этой парадигме, в этой системе мышления, которая тогда начала формироваться у Чехова, мы все и живём. Это как раз и есть Чехов, когда одновременно и смешно, и грустно. И ты все время на этих качелях, не знаешь, как тебе на это реагировать».

В спектакле есть и настоящие качели, потому что он поставлен в декорациях советского пионерского детства. Этот выбор неслучаен. Свою премьеру тюзовцы посвятили юбилею заслуженного артиста РТ Александра Яндаева, которому в июне 2025 г. исполнилось 70 лет. Именно Александр Петрович, которого все в театре ласково называют «Саша Петрик», произносит в спектакле знаменитые слова «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».
«Александр Петрович провёл свою юность среди октябрят, среди пионеров, среди комсомольцев. Мне нужен был артист, который бы вспоминал свое детство, когда впереди было много дорог. Александр Яндаев сумел выбрать среди них свою», - пояснил Радион Букаев.

Ставя «Человека в футляре», режиссёр поспорил с «чеховским ружьём» - знаменитой формулой драматурга: «Если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить». В постановке Казанского ТЮЗа на сцене висит игрушечное ружьё с надписью «Не стреляет» и «Берегите хулиганов». А финальная сцена в отличие от чеховского рассказа полна оптимизма, надежды...
Сразу после премьеры юбиляра поздравила замминистра культуры РТ Юлия Адгамова. От имени правительства Татарстана она вручила Александру Яндаеву медаль «100-летие образования ТАССР».
«Очень символично, что премьера состоялась в Доме актера, потому что мы чествуем настоящего актёра. Он всю жизнь служит театру, служит искусству. Надеюсь, Александр Петрович ещё долго будет радовать нас, зрителей», - сказала Юлия Адгамова.
Впервые в Казани поставили пьесу фантаста Булычёва о Великой Отечественной
Кто живая история Казанского ТЮЗа?
Юбилей казанской актрисы отпраздновали премьерой по пьесе Островского
Спектакль о страшной болезни XXI века показали в казанской школе