Премьера самой известной оперы Пуччини состоялась на 43-м Шаляпинском фестивале в Казани. Почему её сравнивают с жемчужиной, извлеченной со дна океана, и как роль Манон изменила жизнь певицы Светланы Касьян, узнал «АиФ Казань».
Cтрасть и трагедия
Отдельные арии из оперы, открывшей Джакомо Пуччини дорогу на музыкальный Олимп, исполнялись в Казани и раньше. Но полностью «Манон Леско» (18+) прозвучала впервые - за всю 150-летнюю историю Казанской оперы. Почему? Одна из причин - неоднозначная героиня - прекрасная, обаятельная, но не без пороков. Вот и на премьере в Татарском театре оперы и балета зрители спорили о Манон: кто она - коварная соблазнительница, искательница золота или женщина, способная на большую искреннюю любовь?

Пуччини создал свою оперу по мотивам «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» французского писателя аббата Прево. Этот вышедший в XVIII в. роман ругали, запрещали, даже сжигали, а потом вновь издавали большими тиражами.
«В литературе впервые появилась такая героиня - не идеализированная, а живая, - рассуждает о феномене Манон народный артист Татарстана Эдуард Трескин. - Прево показал страсть, которая основана на невероятной любви юного дворянина и прекрасной простолюдинки, которая не боится никаких преград. Пуччини в романе аббата Прево привлекла страсть и трагедия. Он задумал написать оперу на этот сюжет, хотя в Европе уже восемь лет с успехом шла опера французского композитора Жюля Массне «Манон».
Премьера оперы Пуччини состоялась в 1893 г. в Турине. Успех был громадный. Сегодня «Манон Леско» идёт во всем мире. Самые выдающиеся исполнители мира считают за честь петь в «Манон Леско».
Persona fortunata
Заглавную партию поёт Светлана Касьян (сопрано) - лауреат престижных международных премий, обладательница ордена Святого Сильвестра. Государственной награды Ватикана, которую вручают за профессиональные заслуги, прежде всего в области науки, литературы, искусства - как католикам, так и представителям других конфессий. Касьян стала первой оперной певицей – кавалером («дамой») ордена за всю историю Ватикана. В состав оперной труппы Татарского театра им. Джалиля она вошла в 2024 г.
Незадолго до премьеры «Манон Леско» в Казани Светлана Касьян выступала в Германии - пела Абигайль в «Набукко» Верди . Партию Манон она исполняет не впервые. Дебютировала в итальянском Teatro Regio Torino, для которого Пуччини написал эту оперу. Певица называет себя persona fortunata (счастливицей), ведь она пела именно в том городе, где Пуччини создавал свою легендарную музыку.
«Пожив в Торре-дель-Лаго (в городе, где находится вилла Пуччини, на которой он жил и работал - прим. авт.), понимаешь, почему эта музыка именно так написана, как её надо исполнять, - говорит Светлана Касьян. - Французская и итальянская Манон Массне и Пуччини отличаются. Как писал сам Пуччини, Массне пытался отобразить эпоху, французский колорит. А у Пуччини это страсть, огонь, отчаяние, драма, глубина.
Я очень хорошо отношусь к Манон, потому что в каждом человеке есть и хорошее и плохое. Манон - кокетливая особа, это присутствует в каждой девушке, женщине - любого возраста. Это женственность, и это прекрасно… Когда готовишь роль, ты можешь найти эти краски в себе. Я заметила, что во время подготовки этой роли почему-то вдруг посыпалось какое-то огромное количество поклонников. Видимо, не могу отключаться от работы, все переношу в жизнь (Улыбается)».
Приглашённый дирижер Татарского театра оперы и балета, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Кулиев очень обрадовался, когда в Казани для постановки выбрали «Манон Леско». Эту оперу он сравнивает с жемчужиной, очень долго лежавшей в глубине океана. Ведь все знают «Тоску», «Богему», «Турандот», а «Манон Леско» есть в репертуаре далеко не каждого театра.
«Музыка потрясающая, но поётся она очень сложно, - поясняет Эйюб Кулиев. - Очень сложно найти сегодня достойных претендентов на партии в этой опере. Так, всё четвёртое действие - в сцене в пустыне, когда Манон умирает, поют только два солиста. Не каждый выдерживает эту нагрузку.
Я ставил эту оперу в 2018 г. в Баку, когда меня только назначили главным дирижером Государственного театра оперы и балета Азербайджана. И уже через месяц надо было выпускать этот спектакль. Я месяц искал тенора, и нашёл его в России. Это был певец из Новосибирска, в тот момент выступавший в Германии».
… и «Ахмед Грозный»
В концертной постановке «Манон Леско» в Казани партию кавалера де Грие поёт заслуженный артист России, народный артист Татарстана, солист Мариинского театра Ахмед Агади. Певец уже выступал в этой опере в Мариинском театре - тоже в концертном исполнении. По его словам, маэстро Валерий Гергиев планирует выпустить спектакль по «Манон Леско» в Мариинке.
Без уникального тенора Ахмеда Агади уже невозможно представить Шаляпинский фестиваль. В этом оперном форуме он участвует 30 лет. На открытии фестиваля 2025 года исполнил партию Хозе в новой версии «Кармен». Выступил в роли Ивана Грозного в опере «Сююмбике» Резеды Ахияровой. После чего журналисты прозвали его «Ахмед Грозный»…
«Никогда не думал, что буду играть Ивана Грозного. После роли жестокого царя очень долго прихожу в себя, - признаётся певец. - Шаляпинский фестиваль - для меня всегда праздник. Это редкое явление, такие форумы далеко не везде проводят. На фестивале в Казани всегда праздничное, радостное настроение, новые знакомства, интересное общение, новые образы.
У тенора в основном партии страстных героев, они очень сложные вокально - много высоких нот, нужно иметь очень хорошую технику, чтобы эти партии исполнить. Но, если выходить на сцену, чтобы демонстрировать только голос, зрителям будет скучно. Они пришли в театр, чтобы получить от артистов эмоции, энергию. Кто-то будет радоваться, кто-то сочувствовать, но мы стремимся петь так, чтобы никто не остался равнодушным».
Качалову 150! Почему юбилей великого артиста МХТ отмечают в Казани




Качалову 150! Почему юбилей великого артиста МХТ отмечают в Казани





КСТАТИ
О вышедшем в 1731 г. романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» высоко отзывались Вольтер, Стендаль, Мопассан, Анатоль Франс.
Счастье молодых людей длится недолго. Де Грие не в состоянии содержать Манон. Она находит богатого любовника. Вскоре молодые люди встречаются вновь, де Грие всё прощает Манон. Любовь вспыхивает с новой силой. Но ревнивый богач коварно обвиняет Манон в распутстве. Её судят и вместе с другими 12 уличными женщинами ссылают через океан в Америку. Де Грие следует за ней. Манон умирает в Америке от лишений и невзгод.