Премьера спектакля «Хыялга бер адым»/«Один шаг до мечты» (12+) состоялась в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
Спастись от голода и тифа
Пьеса-фантазия написана Рустемом Галиуллиным, она основана на реальных событиях. Рассказывает об одном из малоизвестных эпизодов становления татарского профессионального театра, о судьбе одного из его основателей - драматурга, режиссера Карима Тинчурина.
Ранее об этих событиях рассказал в своей пьесе «Җимерелгән бәхет»/«Разрушенное счастье» известный татарский общественный деятель, театральный режиссёр, педагог, писатель, драматург, публицист Рабит Батулла. В основу его пьесы были положены воспоминаниях жены драматурга, актрисы Захиды Тинчуриной,
Действие спектакля «Один шаг до мечты» разворачивается в 1921 г. Артисты татарского театра под руководством Карима Тинчурина после окончания театральных курсов в Самаре работают в Оренбурге. Однако в Поволжье начинается страшный голод, распространяется тиф.
Карим Тинчурин решает ехать со своими артистами из Оренбурга в хлебный город Ташкент - чтобы спасти труппу, будущее татарского театра. Благодарная ему труппа живет мечтой о том, какие спектакли они сыграют в Ташкенте - в городе, где, как они слышали, не знают голода - фрукты, ягоды сыплются прямо на голову.
Тинчурин не говорит артистам, что в телеграмме, которую он получил из Ташкента, сказано, что там ждут только его самого и его жену Захиду. Когда до смерти остается один шаг, руководитель труппы предпочитает сделать шаг к мечте - можно сказать, совершает подвиг во имя своих товарищей.
Прямо в вагоне Карим Алеевич пишет пьесу «Один шаг до мечты», в которой есть роли абсолютно для всей труппы, даже для костюмерши. Репетиции начинаются прямо в поезде. Так режиссер стремится отвлечь артистов от тягот дороги, голода и болезней, не дать им упасть духом. Сберечь, сохранить только начинающий формироваться татарский театр.
«Человеком движет мечта. А артиста воодушевляет сцена… Я смогу спасти труппу только новой постановкой, смогу занять их только репетициями», – говорит Карим Тинчурин своей жене Захиде.
«Думаю, что начало XX века - это время мечтателей, - говорит о названии спектакля режиссер-постановщик Туфан Имамутдинов. - Все мечтали - о новой жизни, о создании новых театров. Название спектакля отражает и настроение Карима Тинчурина, который создавал профессиональный татарский театр.
У героев спектакля, конечно, есть прототипы. Но не надо искать точных параллелей, портретного сходства потому что художественный, а не документальный спектакль. Для нас было важно, чтобы каждый артист мог передать драматическую ноту характера своего персонажа».
Мечты становятся явью
В спектакле на долю артистов выпадают трагические испытания. Ночью их вагон внезапно отцепляют от поезда. Труппа остается одна в голой степи - без еды и без воды. Часть артистов, пытаясь спастись, уходят… Но, несмотря на все ужасы, мечта Карима Тинчурина становится явью. Его труппа, добравшись до Ташкента, выступает там с большим успехом. В 1922 г. Карима Тинчурина вызывают в Казань. С его приездом начинается история Татарского государственного драматического театра, который в 1939 г. получает имя Галиасгара Камала.
Тинчурин называет поездку его труппы в Ташкент одним из тяжелых испытаний. Но судьба распорядилась так, что на долю знаменитого драматурга в будущем выпадают еще более страшные тяготы.
«Ни на кого не стал доносить»
В 1938 г. Карима Тинчурина арестовали по доносу и судили как японского шпиона. Его дело подробно изучал известный казанский ученый-историк Алексей Литвин (умер в 1923 г. - Прим. авт).
«Судя по делу, Тинчурин был исключительно порядочным человеком, ни на кого не стал доносить. Он говорил: «Я никогда не видел живого японца – хоть покажите!» - рассказывал Алексей Литвин в интервью «АиФ-Казань». - Молодой следователь, тоже татарин по национальности, на допросах ставил на колени этого уважаемого человека, которому было 50 лет… Я решил разыскать этого следователя, узнать о его судьбе. Оказалось, Берия «почистил» его в 1940-м году, он стал секретарём какого-то сельского райкома. Из партии его потом исключили. А когда репрессированных начали реабилитировать, он называл себя жертвой культа личности».
Материалы дела Карима Тинчурина и справку о его реабилитации в 1961 г. - за отсутствием состава преступления - можно увидеть на выставке в фойе театра.
В спектакле роль Карима Тинчурина исполняет лауреат Республиканской премии имени Джалиля Артем Пискунов. Захида - артистка Лилия Камалиева. В постановке заняты народный артист РТ Рамиль Минханов, народная артистка РТ Сакина Минханова, заслуженные артисты РТ Харис Хуснутдинов, Алмаз Фатхуллин, Гузель Гайнулина, Ирек Хафизов, Резеда Саляхова и другие актеры.