Примерное время чтения: 9 минут
1549

Силуэты города. Скульптор Асия Миннуллина о «неправильных» памятниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Татарстан 01/11/2017
Ольга Любимова / АиФ

«Гармоничное общество сложится само собой, если каждый человек будет жить себе в радость, получать удовольствие», - уверена Асия Миннуллина, автор знаковых скульптур Казани.  Среди её работ -  памятники Благотворителю у кремля и Кул Гали в парке Тысячелетия, композиции «Загадки Шурале» возле театра Камала и «Ожидание» в сквере Аксёнова.

Трудовая гармония

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Асия Миннивалеевна, в ноябре у вас юбилей. Как отметите? 

- О юбилее даже не думаю! Радуюсь, что  у меня наконец-то есть мастерская за городом, где я работаю с детьми (так называю своих студентов). Кто-то из них живёт там постоянно, кто-то приезжает. И свою городскую мастерскую я оставила ученикам. 

Асия Миннуллина в своей усадьбе-мастерской. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В их возрасте у меня не то что мастерской – ничего своего не было. Моя молодость, которая даётся человеку один раз, ушла на то, что я перебивалась с заказа на заказ ради куска хлеба. Хочу, чтобы у  ребят, только окончивших институт, всё было в самом начале. Поэтому деньги, которые приходят, не коплю на чёрный день, а использую по полной. Сейчас строю мастерскую для работы с металлом, где мы вместе будем трудиться. 

Досье
Асия Миннуллина родилась в Ленинграде в 1952 году. Окончила Казанское художественное училище и художественный институт им. Мухиной. Преподаёт в Казанском художественном училище. Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии им. Тукая.

Вместе с учениками разрабатываю новые скульптурные композиции. Нам назвали 70 мест, где они могут быть установлены. Идут обсуждения с архитекторами, чтобы начать работу над скульптурой, когда ещё только задумывается парк, улица.

- Вы помните свою первую работу в Казани?

- Это памятник «афганцам» возле Издательства. Я старалась рассказать о войне предметами, с помощью вещей, которые остались после человека. На камнях как бы разбросаны рюкзак, фляжка, карта, бинокль… 

В 70-80-е многие районы заказывали памятники героям Великой Отечественной. Причём каждой деревне нужен был исключительно солдат с автоматом. Я объясняла председателю сельсовета: «Представьте, сумерки, стадо идёт домой. И вдруг такой агрессивный силуэт. Молоко же может у коровы пропасть от страха! (Смеётся.)

Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В 70-80-е и Казань была наполнена памятниками убиенным героям, превращавшими го­род в какой-то мемориал. Мимо этих скульптур человек шёл на работу, каждый день наблюдая на пьедестале какого-то уставшего человека. Наверное, это соответствовало формуле «работа - дом - работа», по которой жили наши родители. Но человек приходит в мир не для того, чтобы отработать свой срок, а чтобы умереть счастливым. 

- Ваши работы посвящены жизни, а вы говорите о смерти…

- О смерти надо говорить – ничего в этом зазорного нет. У татар есть обычай во время похорон. Мулла читает молитву возле усопшего, оборачивается к стоящим рядом людям и спрашивает, хороший ли был человек. Если в ответ молчание, значит,  плохой. Когда хоронили мою бабушку, в ответ на вопрос муллы звучал стройный хор голосов. Так могут относиться только к человеку, любившему жить. 

- Вам никогда не хотелось уехать в страну, где люди гораздо лучше, чем мы, умеют украсить свою жизнь? 

- Очень легко могла бы это сделать. Одно время все хотели уехать. А сейчас пошёл обратный процесс, потому что люди понимают: там ты всё равно чужой. Чужая жизнь не принесёт счастья. Эту радость можно получить только  там, где вырос. К тому же во многих зарубежных странах люди всё-таки больше думают о себе, чем мы. Мы общинные люди. 

Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Лекарство от тирании

- Что, на ваш взгляд, первостепенно: человек или общество? 

- Не надо противопоставлять. Общество складывается само собой, если каждый человек живёт себе в радость. У каждого человека есть чувство гармонии – он интуитивно чувствует, что гармонично и хорошо, а что – нет. 

- Откуда же берутся такие люди, как Сталин, например? 

- Каждый хочет получать удовольствие от жизни по-своему. Для Сталина гармонией было безжалостное исключение из жизни неудобных для него людей. Он оставлял ту часть народа, которой можно спокойно управлять, - послушную массу. Может быть, в детстве такой ребёнок – будущий тиран получал удовольствие, мучая кошку, а взрослые не обращали на это внимание…   

Макет фонтана в Лядском саду, который недавно был восстановлен. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Банально звучит, но важно воспитание. Я в восторге от того, как относятся к детям в Японии. Человек не может вырасти жестоким, если его с детства приводят смотреть на цветущую сакуру. К тому же там никогда не ставят на руководящие посты человека, у которого нет хобби, если он не пишет стихи или музыку, не увлекается живописью. Топ-менеджер обязательно должен заниматься каким-то видом искусства. Только тогда он может быть эффективным.

- Каждый ли известный человек имеет право на памятник? В скульптуру «Тысячелетие России», появившуюся в Новгороде в 1862 году, не взяли Ивана Грозного, потому что он пролил много крови. А сейчас памятники этому царю в России есть. 

- Такие вещи позволяют себе поклонники всяческих «измов» (разных модных направлений в искусстве. - Прим. авт.). Но любая мода проходит. Да, сегодня некоторые плохо информированные люди получили доступ к деньгам и могут вынести на улицы города свое личное отношение к историческому персонажу.  В том числе и Грозного в бронзе поставить – в силу своего понимания этого образа. Но не задумываются, что значит для нашего времени Иван Грозный, актуален ли он.

Агрессивные формы

- Сейчас в большой моде Даши Намдаков. И в Казани возле «Чаши» стоят его работы. 

- На мой взгляд, у Намдакова есть очень хорошие вещи, но они интерьерные. Он не монументалист. Для города эти силуэты, которые хорошо смотрятся в малых формах, немного странноваты. Так, у скульптур возле «Чаши», много острых деталей. Поэтому силуэт скульптуры – то, что в первую очередь видит человек, может восприниматься как агрессивный. 

Макет памятнику казанскому благотворителю Асгату Галимзянову Асия Миннулина переделывала 11 раз!
Асия Миннуллина сделала 11 эскизов для памятника казанскому  благотворителю Асгату Галимзянову. Фото: АиФ/ Дарья Парфенова

- Вы преподавали в филиале Суриковского института, который недавно закрыли. Что будет с вашими студентами? 

- Кто-то уедет в Москву,  многие останутся в Казани. Пусть филиал закрылся, но скульп­турное отделение подготовило 12 человек. Кроме того, филиал выпустил много живописцев и графиков. Раньше они после училища уезжали учиться в Москву, большинство оставались там. Теперь же у нас появились молодые скульпторы, на выставкомах не протолкнуться... 

Когда педагоги собрались «отметить» закрытие филиала, я сказала: «Давайте поблагодарим судьбу за то, что у нас была возможность открыть этот филиал, выпустить студентов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах