Примерное время чтения: 11 минут
1195

«Пластика у Коли от мамы». Как попали в Казань личные вещи Караченцова

Людмила Поргина: «Мне не тяжело расставаться с вещами Коли. Я почувствовала, что они нужны здесь, в Казани».
Людмила Поргина: «Мне не тяжело расставаться с вещами Коли. Я почувствовала, что они нужны здесь, в Казани». / Ольга Любимова / АиФ

Гитару, играть на которой актёра учил Владимир Высоцкий, костюм для степа и ещё 50 личных вещей Николая Караченцова подарила Казани его вдова, Людмила Поргина.

«Надо, чтобы меня ждали»

Заслуженная артистка России сама провела первую экскурсию в Казанском музее социалистического быта. Рассказала, почему он стал вторым музеем в стране после Государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина, где появились вещи Николая Караченцова.

Артист жил в Москве, в Казань приезжал только на гастроли. Но у семьи Караченцовых есть давние связи со столицей Татарстана. Здесь в 1952 году начинала свою карьеру мама Николая Караченцова – балетмейстер с мировым именем Янина Брунак. Окончив хореографическое училище и ГИТИС, Янина Евгеньевна приехала в Казань по распределению. В Татарском театре оперы и балета состоялся её дебют в профессии – постановка балета «Шурале». В 1955 году «Шурале» в редакции Янины Брунак шёл в Большом театре. Партию Сююмбике там танцевала Майя Плисецкая.

«Именно от мамы Николай Петрович унаследовал свою потрясающую пластику, – считает Людмила Андреевна. –Янина Евгеньевна была сильным, волевым человеком. Она сыграла огромную роль в судьбе Коли, была главным советчиком, помощником».

Пряжку со скорпионом подарили артисту поклонники.
Пряжку со скорпионом подарили артисту поклонники. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Всю жизнь Караченцовы дружили с примой-балериной и хореографом Татарского театра оперы и балета Нинель Юлтыевой. Приезжая в Казань на гастроли, Николай Петрович обязательно встречался с Нинель Даутовной. Когда Янины Евгеньевны не стало, она в какой-то степени заменила ему маму.

«Николай Караченцов, которого я нежно люблю, так и остался для меня на всю жизнь живым, шустрым мальчиком Колей», – говорила Нинель Юлтыева.

Юлтыева считала Янину Брунак автором одной из лучших постановок балета «Шурале». У женщин было много общего – обе в 1950-е гг. воспитывали сыновей.

Караченцовы жили трудно, особенно после развода Янины Евгеньевны с мужем – художником Петром Караченцовым. Чтобы заработать немного денег, Янина Евгеньевна поехала в Монголию, работала там балетмейстером-постановщиком в музыкальном театре Улан-Батора.

«Она писала мне оттуда и в каждом письме тревожилась о сыне, который на время её отсутствия жил в интернате», – вспоминала Нинель Юлтыева.

Разлуку с мамой переживал и сын. Интернат, где в одной комнате размещались 17 мальчиков, его многому научил.

«Я поэтому такой контактный, легко схожусь с людьми, – рассказывал Николай Петрович жене. – Но у меня не было дома. Можно я буду возвращаться со съёмок, а дома меня всегда будешь ждать ты?»

Так заслуженная артистка России ради мужа отказалась от многих заманчивых предложений в кино.

Людмила Поргина играла в театре, занималась семьёй, сыном. Николай Петрович мог позвонить из Нью-Йорка: «Встречай пельменями!», и она, бросив все дела, готовила его любимое блюдо.

Сейчас у Поргиной трое внуков. Старшую внучку назвали в честь прабабушки Яниной. Она очень сильная и в то же время ранимая, с обострённым чувством справедливости. Чтобы противостоять несправедливости, мечтает стать юристом.

Первая гитара, играть на которой Николая Караченцова учил Владимир Высоцкий, теперь хранится в Казани.
Гитару, играть на которой Николая Караченцова учил Владимир Высоцкий, разрешают взять в руки. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

У Караченцовых много друзей, связанных с Казанью. Один из самых близких – заслуженный тренер СССР и России, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. Его именем названа Академия тенниса в Казани.

Николай Караченцов обожал теннис. В Казанском музее соц­быта можно увидеть его любимые ракетки, которыми он играл с Борисом Ельциным, со своими друзьями.

«Когда Коля стал инвалидом, Шамиль приезжал к нам, требовал взять ракетку и сам тренировал его», – вспоминает Людмила Андреевна.

Она передала в музей и именную спортивную форму с надписью Karachentsev, в которой Николай Петрович играл в футбол в команде родного театра. Он был фанатом спорта. Утро начинал с тренировки. Этой привычке актёр не изменял и на гастролях. В Казани Караченцов тренировался по утрам на Центральном стадионе. Больших спортзалов в городе тогда не было. Рядом с Караченцовым занимались студенты, школьники. Мега­звезда вежливо раскланивался со всеми, первым приветствовал вахтёров, техничек, всегда был в отличном настроении.

После аварии Одна из поклонниц подарила актеру его портрет, который сделала сама.
После аварии Одна из поклонниц подарила актеру его портрет, который сделала сама. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Хорошо, что ты рядом»

«В нашем театре Коля был внимателен к любой уборщице, – вспоминает Людмила Поргина. – Спрашивал: «Красавица, как дочка? Как дела?» У него все были красавицы. Он обожал всех своих друзей по театру, никогда никому не сказал грубого слова. Всех только веселил. За 47 лет, которые мы прожили вместе, он ни разу на меня не накричал. Я была для него «девонька, любимая, красавица», которой он старался подарить радость. После аварии, придя в себя, первым делом написал: «Где девонька?» Коля и уходил с достоинством. Когда он умирал, я спросила: «Тебе очень больно?» Коля ответил: «Нормально. Хорошо, что ты рядом».

У Николая Петровича был специальный костюм для степа – белый пиджак с красной бабочкой
У Николая Петровича был специальный костюм для степа – белый пиджак с красной бабочкой Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В июне этого года исполнится 40 лет первой российской рок-опере «Юнона и Авось». Графа Резанова в этой постановке 24 года играл Николай Караченцов.

Премьера прошла с бешеным успехом. Были снесены двери в театре, пришлось вызвать конную милицию, а фото Николая Петровича исчезли из фойе.

Пьер Карден назвал спектакль русским чудом. С его подачи постановку привезли в Париж. Город на берегах Сены был покорён.

Костюм графа Резанова сейчас хранится в Бахрушинском музее. А в Казани – фото этого спектакля, уникальные записи.

О Караченцове заговорили как о выдающемся актёре после того, как он в 1974 г. сыграл Тиля в спектакле по роману Шарля де Костера. Об этой знаковой роли напоминает колпак, который носил этот персонаж. К сожалению, все декорации и костюмы сгорели, когда в театре был пожар. Людмила Поргина успела забрать колпак Тиля, подарила его Казани.

Передала и казаки – ковбойские сапоги, в которых Караченцов сыграл Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов». На съёмках этой картины Караченцов подружился с Анд­реем Мироновым. Оказалось, что у них общее увлечение – степ. У Николая Петровича был специальный костюм для степа – белый пиджак с красной бабочкой. Караченцов обожал танцы – мог степовать до четырёх утра.

Людмила Поргина подарила Казани ковбойские сапоги, в которых Караченцов сыграл Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов».
Людмила Поргина подарила Казани ковбойские сапоги, в которых Караченцов сыграл Билли Кинга в «Человеке с бульвара Капуцинов». Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Скажи подлецу, что он подлец»

Вещи рассказывают и о том, как жил актёр после аварии, перечеркнувшей его карьеру. В те страшные дни Караченцову шли письма со всей страны, его заваливали телеграммами. Люди не отвернулись от актёра, когда он стал инвалидом. Одна из поклонниц выжгла по дереву портрет, писала: «Весь наш подъезд собрал деньги Колечке на лекарства. Пожалуйста, поднимайся!»

«У меня не было другого выхода, я сделала всё, чтобы Коля жил, – вспоминает его вдова. – Внушала ему «Ты можешь!» И он встал через два месяца».

Людмила Поргина водила мужа в театры и на концерты, потому что Николаю Петровичу нужно было общение, встречи. Но актёр вначале смущался своего вида.

«Коля, тебе стесняться нечего: ты ничего не украл, никого не убил!» – заявила тогда Поргина. Это её напутствие запомнили тысячи попавших в трудную ситуацию людей.

Караченцов был фанатом спорта.
Караченцов был фанатом спорта. Фото: АиФ

А поклонники сделали актёру подарок – пряжку со скорпионом. Чтобы Караченцов – Скорпион по знаку зодиака – научился быть злым и кусачим.

«Людмила Гурченко однажды сказала: «Ну что ты такой добрый, Коля? Скажи уже подлецу, что он подлец», – вспоминает Людмила Поргина. – Но Коля так говорить с людьми не умел… У нас в доме после спектакля собиралось по 40 актёров. В Новый год мы устраивали капустник, всё для того, чтобы подарить радость другим. Вот и мне не тяжело расставаться с вещами Коли. Я почувствовала, что они нужны здесь, в Казани».

КСТАТИ

 «Караче» означает «верный»

Караченцовы с помощью учёных Эрмитажа проследили родословную своей семьи. Оказалось, что их род существовал ещё при Иване Грозном.

В 1850 г. был утверждён родовой герб Караченцовых с девизом «Бог мне надежда». На нём изображён чёрный журавль, держащий большой белый камень. Это символ бдительности, осторожности. В ногах журавля сабля, символизирующая храбрость.

Директор Казанского музея соцбыта Рустем Валиахметов считает, что фамилия «Караченцов» тюркского происхождения. По его данным, «караче» означает  «верный».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах