Фейерверк цвета
Венера Вольская, «АиФ Казань»: Ирина Фёдоровна, вы посетили майский KazanForum «Россия – Исламский мир», мероприятия трека «Женский взгляд». Как впечатления?
Ирина Трифонова: Было очень интересно и радостно, что такие форумы проводятся, а женщины из патриархальных стран больше стремятся внести вклад в развитие общества, страны. «Женская» вселенная более мирная – он нацелена на диалог, взаимодействие, воспитание детей. А то, что Казанский форум включает в свою повестку тему моды, очень важно. Одежда – это средство самовыражения, возможность сказать о себе миру.
– На форуме проводился показ в русле Modest fashion – эстетике скромности и современности, как определили понятие организаторы. В показе приняли участие дизайнеры из Франции, России, Малайзии, ОАЭ, Индонезии. Как оцениваете коллекции?
– Они очень разные. Коллекция MONIKA JUFRY с её прозрачными невесомыми тканями очень эстетична: женщина словно окутана нежным туманом. Хорошо подобраны ткани и цвет, выдержана концепция. Чётко читается, что героиня – женщина искусства.
Совсем другой характер персонажа у кыргызского дизайнера Nurzat Zheenbek. Её героиня – современная, динамичная, яркая, которая ищет своё место в мире и о себе заявляет громко.
– Какой дизайнеры из Африки представляют себе мусульманскую моду?
–Запомнились Senegal Fashion Show, они и на прошлом Казанском форуме были представлены. Их коллекция – по-прежнему буйство красок. Но она хорошо подобрана, каждый новый образ продолжение темы предыдущего.
Ментальность, корни, конечно же, влияют на особенности стиля. У Senegal Fashion Show платки напоминали африканские тюрбаны.
– Что скажете о творчестве казанских дизайнеров?
– Очень нравятся мне «Бюро Бану» – и на сцене, и вне её. Авторы вплетают национальные мотивы эстетично, ненавязчиво. Работы ведущего этно-дизайнера в республике Султана Салиева вижу на «Мисс Татарстан», он создаёт светскую одежду в этническом стиле.
– На Казанском форуме об этой тенденции рассказали в цифрах: в мире наблюдается значительный рост сегмента мусульманской одежды и обуви. В 2022 году оборот составлял 318 млрд долларов, а к 2027 году цифра вырастет, по прогнозам, ещё на 100 млрд. Что нужно дизайнерам из РТ, чтобы они смогли влиться в тренд?
– Это не новость – нужна поддержка общества, государства. Есть талантливые люди, амбициозные, но о них мало кто знает. Мы с коллегами из Чувашской автономии планируем в следующем году фэшн-мероприятие с участием чувашских дизайнеров – с показами, мастер-классами.
– А почему «благопристойная мода» не переходит в масс-маркет? В Эмиратах я видела много одежды необтягивающей, умеренно закрытой и из натуральных тканей, при этом по низким ценам. Такая была бы востребована у наших женщин с размером одежды 48+. Для жителей ОАЭ шьют в основном индийцы. Почему они могут, а мы нет?
– Вопрос открытый. Может быть, мало интереса к развитию лёгкой промышленности в этом ключе. А ведь можно ещё и домашний текстиль производить, не только одежду.
– Вы создаёте одежду для чувашского танцевального ансамбля «Емет», для чувашских женщин-руководителей. Модельер – это немного психолог. А вы замечали, что созданная вами одежда меняет жизнь человека?
– Жизнь не знаю, а вот самого человека, думаю, да. Шью сценические наряды певице Вере Кожемановой. Она очень сдержанный человек, а в ней столько любви и энергии! Я постаралась раскрыть её харизму.
Кстати, у меня был опыт – созданное мной платье обладательница отдала подруге для фотосессии. И хотя у второй тот же рост, фигура, на ней оно «не играет». А все потому, что платье было создано не для неё. Отдать такой наряд кому-то всё равно что часть себя отдать.
Моих заказчиков удивляет, что, прежде чем браться за работу, я расспрашиваю их об увлечениях, интересах, о характере. Мол, зачем. Но образы очень индивидуальны.
Френч в стиле Тукая
– Для многих сейчас татарская этника в одежде слилась с арабской. А даже ведь известная в начале ХХ века женщина-казый (судья) Мухлиса Нигматуллина носила не хиджаб, а калфак, свидетельствуют в ДУМ России.
– Да, исторически татарская женщина приоткрывает волосы. Со старинных фото на нас смотрят девушки с двумя косами, украшенными монистами, и калфаках, миниатюрных расшитых шапочках из плотной ткани. Характерен и приталенный короткий камзол без рукавов. А сегодня сплошь и рядом надевают балахоны в арабском стиле. Если бы перехватили талию поясом, только выиграли бы.
– Но и в другую крайность не стоит впадать.
– Почему-то появилась мода надевать фольклорный сценический костюм на светское событие (я по чувашским национальным мероприятиям сужу). Например, организуют мероприятие для школьников – педагоги приходят в таком луке. А вот на Уяве (чувашский праздник, проходящий по окончании посевных работ. – Прим. ред.) этот наряд уместен.
Пример, когда национальный элемент удачно вписан в современный образ – френч с воротником-стойкой в стиле Тукая. Костюм первым начал носить раис Татарстана Рустам Минниханов, а затем и другие политики.
– Может быть, дело в дефиците предложения со стороны дизайнеров?
– Согласна, например, даже в Чебоксарах мало деловой одежды с этническими чувашскими элементами. Кроме того, страдает уровень тех, кто занимается дизайном одежды. Очень важно получить классическое образование. Надо знать, куда движется фэшн-индустрия, изучать историю моды, смотреть работы мировых домов. Тогда не будет старомодности, как это иногда получается.
Где научат повязывать платок?
– Я бы с удовольствием пришла на мастер-класс, где учат изящно завязывать платок-хиджаб, ведь и немусульманкам приходится посещать традиционные мероприятия. Или туда, где бы мне рассказали, какие ненавязчивые национальные детали можно подобрать к образу.
– Да, как вариант – на национальных праздниках. И гостям региона это было любопытно. Некоторые марки в казанских торговых центрах организуют для покупателей консультации стилистов, помогая создать целостный лук.
Увидеть себя взглядом профессионала очень интересно. Например, женщинам с выраженной вертикалью в лице, большим носом, крупными чертами пойдёт архитектурный стиль с его решительными, чёткими линиями, глубокими цветами.
– Это доминантный тип, обращаясь к классификации психологов. Им и вести себя нужно аристократично.
– Да, таким женщинам надо быть очень осторожными с рюшечками-цветочками, дешёвыми тканями. Им лучше тяготеть к классике.
Я вижу, что у многих нет образа себя. Они видят лишь элементы, а на месте себя – пустое место. А нет этого, потому что имиджем не занимаются. Обидно за многих женщин.
– Что им посоветуете?
– Как известно, нет некрасивых женщин, есть ленивые. Ухоженность (и интерес к имиджу) – главное правило красивой женщины, девушки. Сегодня модный мир предлагает нам широкий выбор.
Важна и насмотренность. Вкус, стиль, имидж – показатели статуса человека. Если хочется карьерного роста, уже сейчас начните выглядеть как руководитель. Вас обязательно заметят.
ДОСЬЕ
Ирина Трифонова. Место рождения – с. Городище Дрожжановского района РТ. Отец – художник. Образование – Казанский педагогический университет, Российская международная академия туризма, Российско-итальянская школа «Стиль» при Казанском технологическом университете. В 2010 году стала призёром международного конкурса молодых дизайнеров «Экзерсис» в Казани.
КСТАТИ
Хобби Ирины Трифоновой - вокал. "Это для меня настоящая отдушина среди суеты будней, -признается Ирина Трифонова. - В школе вокала "Счастливые люди" сложилась замечательная команда, даже больше - семья. Я благодарна моему педагогу Розалии Хакимовой".