Известная по роли соблазнительницы в фильме «Бриллиантовая рука» актриса Светлана Светличная приехала в Казань на фестиваль мусульманского кино. В его рамках прошла творческая встреча звезды, на которой побывал и «АиФ-Казань».
«Я очень много езжу по миру ещё с советских времён, - говорит Светличная. - Всегда считала, что лучше Барселоны на свете города нет. Но теперь для меня Барселона на втором месте, а на первом – Казань. Ещё в первый приезд я поняла, что это мой город, в котором я бы с удовольствием жила. Здесь очень много добрых людей. А мне, как и, наверное, многим сегодня, не хватает доброты. Очень важно, чтобы среди нас были искренние люди – неважно, какой профессии. И чтобы они могли утешить человека, у которого беда. Я на это способна…
У фестиваля мусульманского кино, подобного которому нет в мире, тоже есть душа - душа без морщин, чистая, настоящая. Ведь главная идея этого форума – диалог разных культур во имя добра и гуманизма, Сегодня это великое богатство».
О «Бриллиантовой руке» и бриллиантах
Светличная сыграла более 35 ролей в кино, но самая известная, конечно же, – роковая женщина-вамп Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке». «У каждого актера есть любимые роли и есть знаменитые. Я стала знаменитой благодаря «Бриллиантовой руке», хотя к бриллиантам равнодушна, - говорит актриса. - Сначала я радовалась славе, пришедшей после фильма «Бриллиантовая рука», радовалась, что после этой картины я стала секс-символом №1 в стране. За мной гонялись все мужчины – и молодые, и пожилые: всем интересно было посмотреть, какая я в жизни. (Кстати, длинные белокурые волосы Анны Сергеевны в «Бриллиантовой руке» - на самом деле шиньон).
Потом, когда пошли предложения ролей именно коварных соблазнительниц, я поняла, что могу стать заложницей этого образа. Было очень обидно. Ведь я окончила ВГИК, училась в мастерской самого Михаила Ромма, во время учёбы играла Катюшу Маслову, Марьянку в «Казаках», другие классические роли у Андрея Кончаловского, Андрея Смирнова. Эти режиссёры учились вместе со мной. Я в принципе классическая трагедийная актриса. И могла бы сыграть в пять раз больше ролей».
О любви
«В актера Владимира Ивашова я влюбилась как только увидела «Балладу о солдате»: «Какой парень! Да ещё такой добрый! Он, наверное, и в жизни такой». Так случилось, что после картины Ивашов стал второгодником и пришёл к нам на курс. Хорошо помню, как Володя впервые появился в аудитории вместе с Роммом. Я начала мечтать, что стану его женой. Ломала голову, что бы сделать такое, чтобы ему понравиться. Не знаю, что я делала, но я вышла замуж за Алёшу Скворцова, за Ивашова.
Семейную жизнь мы начинали с нуля, но я не чувствовала бытовых проблем. Володя умел и делал всё, что нужно для дома, был прекрасным мужем и отцом. И он, и сыновья прекрасно готовили. Когда я откуда-то приезжала, он накрывал стол, потому что приехала «его Светка», как он меня называл... Сейчас у меня есть правнук Володя Ивашов. Недавно он поступил в кадетский корпус. Может быть, станет генералом!».
О несостоявшемся романе с разведчиком
Первой большой ролью актрисы стала Нина Колчина в картине Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». Хотя после кинопробы худсовет решил, что Светличная слишком молода для этой трагедийной роли – актрисе предстояло играть женщину, муж которой погиб при испытаниях реактивного самолёта. «Лиознова меня отстояла: «Буду снимать только эту девочку!», - вспоминает Светличная. - Потом я и в жизни узнала, что такое терять, быть вдовой, что такое даже терять ребёнка (Первый муж актрисы народный артист России Владимир Ивашов, став в 90-е безработным, был вынужден работать на стройке, и умер в 1995 году. Через 10 лет ушёл из жизни их младший сын Олег – Прим. авт.). Когда это со мной случилось, я поняла, что беда сильного человека молчалива, и удивилась: как же я догадалась тогда, в юности, именно так сыграть?»
Своей любимой ролью Светлана Афанасьевна считает Габи из «Семнадцати мгновений весны». Говорит, что даже это имя любит так же, как имя Светлана. «Я была очень рада такому партнёру, как Вячеслав Тихонов, - говорит Светличная. - Мне кажется, он похож на Володю Ивашова – интеллигентностью, тонкостью восприятия мира…
Лиознова и на съёмках, и потом опекала Тихонова. Она вообще умела очень верно вести себя с мужчинами, давать им правильные советы. Может быть, именно по её совету мне через несколько лет после фильма позвонил Тихонов, который в то время был одинок, а я уже была вдовой: «Давайте проведём вместе вечер?». Я этого не ожидала. И хотя понимала, что мы с Тихоновым – хорошая пара, отказалась, сказав, что завтра улетаю. Подумала: «А зачем новый мужчина в доме?». После смерти Ивашова я вышла замуж, потому что устала быть одинокой. Увидела человека, который мне написал стихи, хотел вместе со мной идти по жизни, и в моем одиноком доме опять звучала гитара... Но через месяц после замужества я поняла, что этот человек – бард по имени Сергей - не для меня. Была очень рада, когда нас развели. С тех пор знаю, что такое счастье: это когда в моей квартире нет никого лишнего».
О счастливых цифрах и подарках
«Мне всегда нравилась цифра 7, а сейчас у меня две семерки – мне 77 лет. Говорят, до 50 лет идешь на ярмарку, а после – с ярмарки. Так вот мне 77, и я иду на ярмарку, держу себя в хорошей форме. В этом мне помогает профессия. Считаю, что надо держать себя в ежовых рукавицах и обязательно тратить деньги на туалеты. И в жизни нужно выглядеть так, чтобы быть не хуже своих образов. Лучше не поем, но понравившуюся шляпу обязательно себе куплю. Хотя ту, в которой я была на открытии Казанского фестиваля смастерила сама».
На фестивале актрисе от лица дирекции форума преподнесли в подарок серебряное колье ручной работы. «В таких случаях можно упасть в обморок», — растрогалась актриса. Она призналась, что заметила подобное колье у одной из актрис на фестивале. Но та сказала, что купила его. «А я буду всем с гордостью говорить: «Мне его подарили, - сказала Светличная. - Я не избалована подарками, и этому рада. Если бы я все в жизни имела, я была бы другой. Я не жадная: сама люблю дарить и в работе, и в жизни.
В Казани меня задарили любовью, чувствами. Это самое приятное, что могло быть после перестройки, после того, как я овдовела, и надо было как-то выживать. Мои зрители тоже выживали, поэтому им тогда было не до комплиментов. Хотя я и в то время выступала с аншлагами».
О героине нашего времени
Кинокарьера Светличной продлилась в 2000-е годы, когда Рената Литвинова пригласила её в свой фильм «Богиня. Как я полюбила». «Она оригинальный человек, - говорит о Литвиновой актриса. - Был «Герой нашего времени», а Литвинова – героиня нашего времени.
Получив предложение Ренаты встретиться по поводу работы, я уже на следующий день поехала на «Мосфильм». Ненавижу кинопробы, потому что считаю, что в кино, как в любви: если любишь, выходи замуж, женись. Если режиссёр собирается снимать актёра, «видит» его в своем фильме, то никакие пробы не нужны. Была приятно удивлена, когда Рената без всяких кинопроб пригласила меня сразу же в костюмерную: «Сейчас мы вам всё подберём». Из всех вариантов я выбрала красное платье, в котором Рената уже снималась в каком-то фильме, – её личное, но я тогда об этом не знала. Я чувствовала, что она верит в меня.
Нас с Ренатой продолжает держать какая-то связь, космическая что ли… Когда нидерландский кинорежиссёр и сценарист Йос Стеллинг пригласил её в картину «Девушка и смерть», именно Литвинова предложила мою кандидатуру. Режиссёр сразу же согласился».