aif.ru counter
1120

Художник рисует Казань, которую мы больше не увидим

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Татарстан 09/10/2012
Фото: АИФ

«Деревянные дома надо признать антиквариатом!», «Мы ещё видели эту красоту живьём, горюем, что внуки не увидят», «Волшебник!» - вот лишь некоторые отклики на выставку акварелей художника и архитектора Равиля Айдарова, посвящённую старой Казани.

 

Равиль Айдаров

 

- Равиль Сайярович, как вы обратились к живописи?

- Работая архитектором Вахитовского района Казани, а потом – главным художником города, ходил с фотоаппаратом. Собрал большой материал по деревянной архитектуре. Это вылилось и в кандидатскую диссертацию, и в акварели. В галерее «Хазинэ» было выставлено около 100 работ. Мне интересно писать архитектуру. Даже выезжая за рубеж, беру этюдник. Но нигде в мире нет такого деревянного зодчества, которое было (к сожалению!) у нас. Однажды на конференции, посвящённой реставрации, выставили мои картины. А прибалты привезли свои. Показать им было особо нечего. Но я отметил трепетное отношение к каждому старинному домику, к каждой мелкой деревянной детали. Увидев мои работы, они сначала ахнули, а потом взгрустнули...

 

 

- Вернисаж в «Хазинэ» продлили вдвое против запланированного срока. Небывалый случай! В «Книге отзывов» – восторженные записи на всех языках мира. Ожидали?

- Нет. А после выставки музей обратился в минкультуры РТ с просьбой выделить средства на издание альбома. Согласие на будущий год уже получено. Кстати, мне интересна идея из «Книги отзывов»: что было и что построено взамен. Учту на будущее!

 

- Деревянные дома в Казани строились хаотично, лишь с учётом толщины кошелька заказчика?

- В ХIХ в. существовал градостроительный план. Строили по утверждённым Строительной комиссией проектам с соблюдением правил противопожарной и санитарной безопасности. Учитывались особенности ландшафта города, ширина дорог и тротуаров. Но даже самое маленькое домо­владение имело своё «лицо» и отражало эпоху. Усадьба Бронникова (сейчас - ул. К. Маркса, Выставочный зал) – классицизм. Дом Дружининой на ул. Космодемьянской - модерн. Этот дом – самая первая моя акварель. На ул. Тельмана был деревянный дом с роскошным резным эркером. Дом снесли, он остался лишь на картине.

Сейчас такое впечатление, что градостроительного плана нет, как нет и архитектурного стиля. Теперь всё решают только деньги. Они и в старину многое решали, но не в ущерб культуре градостроительства. Утрачено понятие архитектурного ансамбля. Я впал в столбняк, когда впервые увидел застройку казанского «Кольца». ТЦ с ужасным обручем, архаичную гостиницу, чужеродное здание Пенсионного фонда…Форменный хаос! «Забиты» и ландшафт, и перспектива. Если ещё и Нацбиблиотеку за памятником построят по очередному оригинальному проекту,наступит такая архитектурная «красота», какой больше нигде не встретишь.

- Искусство возведения комфортабельного жилья тоже утрачено?

- Когда сносили один из домов на Фёдоровском бугре (за пл. Свободы), ломами выворачивали старинный дубовый паркет. Под ним обнаружился толстый слой пробковой крошки. Её ведь из Африки везли, чтобы обеспечить тепло-, и звукоизоляцию! А на чердаках насыпали специально наращенную пыль, слоями сухие листья укладывали, чтобы, вода не попала в дом. Много было чудес, каких уже нет.

 

Досье
Равиль Айдаров родился в 1950 г. в Арске. Окончил КИСИ. Участник 25 выставок (в т.ч. персональных) в России и за рубежом. Член Союза архитекторов РФ, заслуженный архитектор РТ, доцент КГАСУ. Отмечен золотой медалью «Национальное достояние» и др. наградами. Женат, взрослый сын, два внука.

Ландшафт утрат

- Вас сейчас привлекает не архитектура, а живопись. Может, потому, что здесь вы сами себе независимый заказчик и исполнитель?

- Душа отдыхает, когда работаю кистью. Архитектурой занимаюсь только как преподаватель и учёный. Собираюсь писать не только жилые, но и общественные здания ушедшей Казани. Старый цирк на Чёрном озере. Старую пристань под Кремлём. Тут была когда-то портовая улица с гостиницами, ресторанами, лавочками, целый деревянный городок. В парке им. Горького стояли деревянный кинотеатр, резные павильоны, в одном из которых играл духовой оркестр. В Черноозёрском парке в конце ХIХ в. проходила международная промышленная выставка. Есть эскизы, планы, чертежи фасадов всех строений, которые я нашёл в архивах. Могу воссоздать в цвете, в акварельной технике то, чего давным-давно нет, но было и создавало облик, славу, обаяние города. У меня есть и старинные фотографии: деревянных казанских мостов, дебаркадеров на Казанке. Хочется, чтобы такие картины тоже вошли в будущем в альбом. Выставка в «Хазинэ» показала, что людям интересен город, который когда-то был, чтобы сравнить его с сегодняшним.

 

- Похоже, все устали от «типовухи» и стандартизации бытия.

- Возможно. Старый дом, любая старинная вещь - чьё-то творение, а не просто изделие. У них своя история, своя судьба. Старый дом – не типовая многоэтажка. Старая швейная машинка хранит тепло бабушкиных или маминых рук. Но ведь не все это ценят. В металлолом сдают старинные самовары, украшенные медалями, кованые решётки и прочий «хлам», которому по-человечески цены нет. У меня на даче украли старинную борону, которую нашёл для своего музея. На бутылку, мол, хватит, и ладно!

 

Профанация вместо реставрации

- Что собираете в своём музее?

- Увлечение деревянной архитектурой помогло мне при строительстве загородного бревенчатого дома. Когда разбирали дряхлое сооружение, стоявшее на этом месте, нашёл старинные крепежи, гвозди, даже штык от винтовки и эфес от сабли. Непростые люди тут, наверное, когда-то жили. Интересные находки на всяких развалинах попадались и раньше. В моём музее три машинки «Зингер» в прекрасном состоянии. Одну нашёл в Москве, другую – в Казани, третья – от бабушки. Есть самодельные деревянные детские санки, колесо от телеги, старинные дверные ручки и многое другое. Да и мои акварели что-то вроде музейных экспонатов. Ведь в Казани осталось лишь 20% старых деревянных строений из тех, что я успел написать.

- Сейчас их реставрируют. Немалые средства выделили!

- Недавно видел, как происходит реставрация одного из домов на ул. К. Насыри. В проёмы бревенчатого старинного строения вставили оконные рамы и залепили вокруг строительной пеной, хотя по технологии тех лет требуются пакля и соблюдение других тонкостей. От такой реставрации в этом доме быстро просядут брёвна, и тогда его уже не удастся сохранить. Это не реставрация, а насмешка.

СМОТРЕТЬ ВСЕ РИСУНКИ

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах