Унесённые ветром
АиФ-Казань: О чём ваш новый фильм, Юрий Константинович?
Юрий Гвоздь: Об уроках первой мировой войны. В августе – 100 лет с момента её начала. Многие сегодняшние события свидетельствуют: история действительно повторяется. И это не радует. Тогда тоже был период шапкозакидательства, ура-патриотических настроений, всплеск разнонаправленных политических течений… Но очень быстро это обернулось разорением и интеллектуальным обнищанием страны, горем народа, огромными потерями. Да и для человечества та война стала этапной, уничтожив прежний миропорядок, посеяв смуту, революции, пересмотр границ и прочие бедствия.
АиФ-Казань: Отдалённую от фронтов Казань та война затронула непосредственно?
Юрий Гвоздь: Из Казани отправлялись на фронт эшелоны, Пороховой завод работал круглосуточно, за счёт села осуществлялись продовольственные поставки, Казань принимала раненых. Война – это не только окопы, атаки, стрельба, но и тыл, и переворот в душах и судьбах конкретных людей. Именно такую сюжетную линию мы и выбрали. В домике на ул. Горького, где сейчас Музей Евгения Боратынского, жила тогда семья праправнучки поэта Ольги Боратынской - Ильиной. Её отцом был предводитель казанского дворянства, мужем – офицер Игорь Ильин. Она оставила мемуары «Канун Восьмого дня», и я прочёл книгу на одном дыхании. Там много сведений о Казани военного времени. Всё семейство Боратынских, как и многие родовитые казанцы, пристраивали беженцев, порой размещая их у себя, собирали пожертвования для фронта, дежурили в госпиталях. Ольга прошла курсы сестёр милосердия, как, кстати, и великие княгини из императорской семьи, выхаживала раненых. А её муж выполнял свой долг перед Отечеством на фронте. Для этих людей честь была превыше всего.
АиФ-Казань: Война и последующие события, конечно, разрушили дворянский уклад жизни. Но гораздо больше пострадал простой народ. В вашем фильме есть такая сюжетная линия?
Юрий Гвоздь: У Боратынских служил истопник, татарин. Его имя не названо автором мемуаров, но в фильме мы назвали его Загиром. Он получал письма родственников с фронта, где отражено негативное отношение к войне. Письма подлинные, мы отыскали их в музеях, архивах и литературе. Более полусотни таких писем изучил, например, академик АНТ, историк И. Тагиров. Казанские татары оказались тогда в сложном положении.
Союзником Германии выступала Турция, страна единоверцев. Но, столкнувшись на фронте с жестокостью врага, в том числе с газовыми атаками, впервые применёнными немцами во время первой мировой, казанские мусульмане осознали себя защитниками России, хотя такая эволюция сознания далась непросто. Поскольку наш фильм художественно-исторический, мы позволили себе одушевить и персонифицировать образ народа в лице Загира.
Забытая война
АиФ-Казань: События столетней давности, по-вашему, имеют какую-то актуальность? Даже Великой Отечественной молодёжь не очень-то интересуется…
Юрий Гвоздь: Первая мировая стала отправной точкой для новейшей истории страны. Поэтому фильм называется «Возвращение к памяти». Это забытая война, как и её уроки. Фильм непродолжительный, около получаса. У меня такой принцип: не затягивать повествование. Пусть лучше зритель, которому предстоит осмыслить всё увиденное, пожалеет, что кино так быстро кончилось. Бюджет фильма – 400 тыс. рублей. Наш сценарий выиграл на конкурсе минкультуры РТ. Работая, поймал себя на мысли, что такой фильм снял бы, наверное, и без всякого конкурса.
АиФ-Казань: Что-то новое узнали в процессе работа?
Юрий Гвоздь: В Казани тогда развернули 62 госпиталя, отдав лучшие здания. В частности, здание теперешней Ратуши на пл. Свободы. К ж/д вокзалу протянули трамвайную ветку, чтоб раненых удобнее было транспортировать. Химик А. Арбузов разработал тогда лекарства, например, отечественный аспирин. Из таких деталей складывается общая картина участия Казани в первой мировой.
АиФ-Казань: Кому адресован фильм?
Юрий Гвоздь: Всем. На любом повороте истории перед каждым человеком стоит выбор, и он должен быть честным. Только тогда можно остаться человеком. В Казани тех лет были и дезертиры, которые, лузгая семечки, насмехались над девушками-добровольцами из женских батальонов. Разбогатевшие на военных поставках нувориши сорили деньгами в ресторанах под песни цыган, когда матери с голодными и оборванными детьми бродили по улицам. Участились грабежи, революционно настроенные радикалы мутили народ. Словом, кому война, а кому - мать родна. Кто же захочет, чтобы такое повторилось где бы то ни было? А ведь они есть, современные примеры!
АиФ-Казань: Раньше вы пессимистично оценивали перспективы возрождения РТ - кинематографа. А сейчас?
Юрий Гвоздь: В апреле представился случай поговорить с министром культуры РФ В. Мединским, который посещал Казань. Попросил его обратить внимание на судьбу РТ-кинематографа. Министр сказал: это чисто республиканская проблема, решайте вопрос сами. И очень удивился, узнав, что Казанская киностудия всегда была межрегиональной (Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртия). Выходил даже киножурнал «На Волге широкой» о жизни республик. Сейчас здание киностудии выставили на продажу, оно разрушено, даже охраны там нет. Тем временем по распоряжению В. Путина решено восстановить Северо-Кавказскую студию кинохроники, которая тоже обслуживает несколько республик того региона. Не пора ли и на Поволжье обратить внимание? Министр, в ведении которого сейчас находится российское кино, пообещал внимательно изучить вопрос и вернуться к нему в ближайшее время.
АиФ-Казань: Вы верите? Обещанного в России три года ждут!
Юрий Гвоздь: Лишь бы не 33. Работая над фильмом, мы пользовались кадрами кинохроники той поры. Но наши потомки ничего не узнают о нашем времени, если Казанская киностудия не возродится.
АиФ-Казань: А на какой базе вы снимаете фильм «Возвращение к памяти»?
Юрий Гвоздь: На чистом энтузиазме.