На каком фундаменте стоит один из старейших театров России, и чем качаловцы заинтересовали коллег из Поднебесной, народный артист РФ, главный режиссер Качаловского театра накануне своего юбилея рассказал «АиФ Регион».
Всегда открыт
«Я многое могу и умею. Знаю толк в строительстве и ремонте, умею обращаться с дрелью, прочей серьёзной техникой… Но кроме театра у меня ничего в жизни нет. Это моя профессия.
Мне не нравится, когда мы, подражая Западу, ставим во главу угла деньги. Государство не может стоять на одних дельцах. Мне интересны люди, которые что-то создали в нашем мире, какую-то другую реальность. Но иногда приходится слышать: «Славутский опять хвастается деньгами». Это не так. Я хвастаюсь не деньгами, а востребованностью театра.
Театр за сезон зарабатывает порядка 52 млн руб. Мы могли бы зарабатывать и больше, но не можем позволить себе поднять цены: сразу ограничим контингент наших зрителей. Это учителя, врачи, инженеры, школьники, студенты…. Можем бесплатно пригласить на спектакль детей из малообеспеченных семей, ребят из детских домов, инвалидов, пенсионеров. Когда есть такая возможность, мы делаем это.
Красивый, изящный и… злой
Зритель у нас есть – это данность. Можно ли его изменить? Наверное, нет. Но мы можем повести его за собой в мир красоты и добра. Для этого должны заинтересовать его историей, сюжетом, стилем, вкусом, красотой.
«Скрипач на крыше» сыгран уже 380 раз, «Cемейный портрет с посторонними» - 253. Премьера этого сезона спектакль «Бег» по Булгакову уже заработала в два раза больше, чем было потрачено на её постановку. Доход от «Безумного дня или Женитьбы Фигаро» в четыре раза превысил постановочные затраты. Дважды оправдал себя «Дон Жуан», «Брак по-итальянски» - трижды… Как определить гениальность спектакля? Конечно, не деньги - главный критерий. Но, если зритель на спектакли не ходит, то для кого же театр работает? Для двух критиков? Театр должен находить отклик.
Смотреть фильм «Матильда» никакого желания нет, но совсем не из богобоязненных мотивов. Не поддерживаю и мракобесов, которые кричат, что эта картина оскверняет что-то … Меня тошнит от такого глупого пиара. Искусство ничто не оскверняет. Важно, во имя чего создаются произведения искусства.
Для меня потрясением стал «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Вахтанговском театре, произвела впечатление «Гроза» в БДТ. Этот спектакль Андрея Могучего красивый, мощный, изящный и… злой. Он о нашем российском менталитете, в котором есть раздолбайство, безалаберность, неумение распоряжаться своими ресурсами. Прагматизм свойственен американцам – для них это основная ценность, а нам бы это качество пригодилось как средство. Ну как это так – делать лучшие в мире самолёты, технику и не создать своего сильного автопрома?
Люблю и не люблю
Спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру я всегда ставил про себя. Это моя любимая пьеса - о человеке, который не принимает обстоятельства, но вынужден к ним приспосабливаться. Вы думаете, я всё вокруг себя принимаю? Но я и кричать не буду, как некоторые другие режиссёры: «Караул! Меня травят!»
Польский сатирик Ежи Лец сказал: «Время не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся во времени». Никогда не плачу, не прошу подаяний - пробиваю для театра возможность благополучного существования, ставя спектакли, которые пользуются интересом у зрителей.
Когда мне что-то не нравится, я иногда ругаюсь, топаю ногами, угрожаю, ласкаю, обещаю, хитрю и… добиваюсь нужного результата! Его можно достичь по-разному.
О планах
В 2018 году мы готовимся к Первому Качаловскому театральному фестивалю, идею которого поддержал президент Татарстана. Сейчас минфин республики готовит финансовые расчёты по организации этого форума.
В 2018 году планируем показать, как минимум, три новых спектакля. Игорь Коняев будет ставить «Лес» Островского. Илья Славутский начинает репетировать «Пять вечеров» Володина. Я готовлю новый спектакль по «Тому Сойеру» Марка Твена. Том Сойер – это не начинающий бизнесмен. Для меня он поэт, художник, фантазёр! С одной стороны человек ранимый, с другой стороны – защищённый – тем, что он никогда не падает духом, в любых обстоятельствах остаётся человеком действия.
Внутренний критик
Мне приходилось общаться с Георгием Товстоноговым, с Александром Гончаровым. Но, наверное, на тот вопрос, который меня волнует, не смогли бы ответить даже они: зачем человек живёт? Каждый сам ищёт на него ответ.
Я очень рано начал думать о смерти – лет с сорока… Этот вопрос мучает всё время. Мы – лишь гости, песчинки на этой земле. Но это и хорошо. Напоминание, что ты не вечен – это как внутренний критик, совесть, которая следит за всем, что ты делаешь. Если бы все люди понимали, что они не вечны, мы жили бы лучше, больше бы сделали».