Примерное время чтения: 5 минут
3292

Они творили на войне. Как защищали родину поэты и писатели из Татарстана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Татарстан 20 14/05/2014 Сюжет 70 лет Победы
Фото Александры Дорфман / АиФ-Казань

33 стелы с фотографиями, документами, военными воспоминаниями поэтов, писателей, художников, композиторов и артистов установили на территории Спасо-Преображенского монастыря. Одни из них погибли - поэты Муса Джалиль, Фатих Карим и Нур Баян, писатели Адель Кутуй и Абдулла Алиш, композитор Фарид Яруллин. Другие смогли продолжить творческий путь после войны. Третьи выезжали на фронт с концертами, чтобы умножить в солдатах волю к победе.

В Год культуры в РТ татарстанцы смогут узнать неизвестные подробности об их боевых буднях.

Семейные реликвии

Идея выставки пришла Альбине Абсалямовой, поэтессе, внучке писателя Абдурахмана Абсалямова, когда она перебирала дедушкины письма с фронта и документы из его архива. Она поняла, что такие семейные реликвии должны видеть не только родные, не только они должны знать, что в годы войны творческая интеллигенция не отсиживалась в тылу, а сражалась наравне с обыч­ными татарстанцами.

Так, её дед, автор знаменитого «Слова к бойцам-татарам», воевал от первого до последнего дня ВОВ. 30-летний писатель не побоялся сменить профессию - стал миномётчиком. Был командиром миномётного расчёта морской бригады, разведчиком. Как военкор за очерки о героях Карельского фронта для газеты «В бой за Родину» и книги, изданные в годы войны, лейтенант Абсалямов получил медаль «За боевые заслуги», а за работу спецкором «Сталинского воина» во время наступательных боёв в Маньч­журии - орден Красной Звезды. Позже он признался: «Если бы я сам не был участником войны, сам не пережил бы близость смерти, я бы никогда не смог написать свои произведения...».

Строка, оборванная пулей

На стелах выставки впервые опубликовали фронтовые письма Нура Баяна и Аделя Кутуя, открытки, которые рисовал и присылал с фронта художник Байназар Альменов, а также воспоминания о войне художника Виктора Куделькина. Такое признание особенно важно для потомков. В их числе Гульфия Давлетшина, дочь Наби Даули, единственного татарского писателя, вырвавшегося из фашистского плена.

Гульфия Давлетшина - дочь писателя Наби Даули. Фото: АиФ-Казань / Фото Александры Дорфман

- Отец одним из первых 24 июня 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, - рассказывает Гульфия Набиевна. - Уже в августе он попал в плен и лишь в 1945 г. чудом убежал из лагеря смерти Бухенвальд-Дора. До войны он был членом Союза писателей, а вернувшись в Казань, стал предателем. 10 лет проходил фильтрацию. Все от него отвернулись, у него не было ни жилья, ни работы. Помню, что в минуты отчаяния он рисовал. Только с наступлением хрущёвской оттепели он смог устроиться охранником на даче писателей в Лебяжьем. А в 1957 г. вышла его главная работа «Между жизнью и смертью». Тогда это была единственная книга о жизни в плену, о том, как пленные хранили верность родине. После неё он написал около 30 произведений. Но до конца жизни не мог избавиться от клейма предателя. Лишь через полгода после смерти, в 1990 г., его наградили медалью участника антифашистской освободительной борьбы и полностью реабилитировали.

Своя история у Лейлы Каримовой, дочери поэта Фатиха Карима, которая всю жизнь собирает материалы об отце.

Лейла Каримова - дочь поэта Фариха Карима. Фото: АиФ-Казань / Фото Александры Дорфман

- Мне было полтора месяца, когда в 1938 г. его арестовали, - вспоминает Лейла Фатиховна. - Тогда заключённых топили, чтобы избавиться от лишних ртов. Но отец выплыл, его доставили в Казань в тюрьму и в 1941 г. полностью оправдали. Мне было четыре, когда я увидела его снова. А через несколько дней он ушёл на фронт. Всю войну он сочинял. Писал ночами, экономя на сне. Он не был корреспондентом, а воевал наравне со всеми. Но свои главные произведения написал на войне, в самодельном блокноте. Вместо стола подставлял ногу в кирзовом сапоге или приклад автомата. Он обещал нам с мамой и сестрой Адой, что вернётся. Обещал в каждом письме, и мы ждали. Знаете, почему я не помню День Победы?.. Потому что накануне пришла посылка с вещами отца, погибшего в феврале 1945 г. Помимо шинели и сапог там были мамины письма, наше семейное фото, портрет Пушкина и фронтовые блокноты со стихами. Один из них я принесла с собой, тут на обложке надпись «1943 - » без конечной даты. Будто бы строку оборвала пуля…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах