Примерное время чтения: 10 минут
501

Как 100 лет назад в Казани прошел первый в России автопробег

Фото: www.kazan.aif.ru

Машина - это роскошь

Машины на бензиновом ходу в Казани впервые появились в начале 90-х годов ХIХ века. Были они в единичных экземплярах из-за очень высокой стоимости. Появление автомобиля на улицах города вызывал повышенный интерес не только не только у вездесущей детворы, но и у многих взрослых. А уж если случались происшествия, связанные с участием машин, то местные газеты не упускали случая оповестить об этом своих читателей. Езда по городу, несмотря на некоторую необустроенность дорог, всё же была допустима. Однако проехаться за городом по трактовым или просёлочным дорогам решался не каждый автовладелец. Укоренившаяся в те времена поговорка о двух бедах в России соответствовала полностью почти всем загородным дорогам Казанской губернии. Особенно затруднялось движение по ним автомобилей в зимнее время.

Одна беда - плохие дороги

В начале ХХ века технический отдел и дорожный комитет Казанской губернской земской управы решились на дерзкий эксперимент по улучшению состояния трактовых дорог в зимнее время. Суть эксперимента состояла в том, что определённые участки этих дорог огораживались деревянными защитными щитами. Впервые такое стало практиковаться на железных дорогах для защиты путей от снежных заносов. Зимние же трактовые дороги в то время от регулярных снежных заносов превращались в скопище снежных ухабов, что делало проезд по ним сплошным мучением.

Мысль о защите трактовых дорог щитами возникла у заведующего техническим отделом Казанской губернской земской управы коллежского асессора Дмитрия Петровича Арцибашева, человека технически грамотного, смелого и инициативного, влюблённого в автомобили. Нужно отметить, что был он сыном первого казанского Председателя губернской земской управы Петра Николаевича Арцибашева, генерал-майора в отставке. В то время он служил в Нижнем Новгороде, куда переехал из Казани.

Стараниями  Арцибашева земская управа стала обладать прекрасным автомобилем фирмы Бенц. Сам же заведующий не только заботился о будущем автомобильного транспорта, но и задумывался о путях улучшения для его передвижения. Следующим шагом было доказать земскому собранию, что защита от заносов дорог щитами

значительно улучшит их состояние.

Деньги - в дорожный фонд

На очередном земском собрании Арцибашев выступил с предложением ввести «дорожный взнос» с владельцев гужевого транспорта при въезде их на тракт, огороженный защитными щитами. Величину дорожного взноса установили в 5 копеек. На том же собрании обсуждался вопрос о первоначальном субсидировании средств земским собранием для закупки первой партии щитов.

Протяжённость трактовых дорог в Казанской губернии в 1914 году составляла 160 вёрст (верста-1,067 км – Прим.авт.). Выделенных средств хватило защитить щитами 80 вёрст на тракте Казань-Лаишев-Шуран.

Лушче пропью, чем заплачу

Дорожный взнос, как и нынешний дорожный налог, вызвал тогда много споров. Как и сегодня многие, особенно крестьяне, не верили, что средства будут использованы по своему прямому назначению. Такие скептики- извозчики заявляли :

- Пропью лучше пятак, а не внесу за дорогу, - пускаясь в путь не по тракту, а по объездной дороге.

Сама будущность передвижения автотранспортом, наверное, из-за дороговизны многими не воспринималась всерьёз. В своём выступлении на одном из земских собраний князь Пётр Леонидович Ухтомский, доказывая неоспоримость будущего за автомобилями, заявил, что в весеннюю распутицу по утопающей в грязи дороге земский автомобиль промчался со скоростью 20 вёрст в час, тогда как по этой же дороге лошадь отказывалась тащить даже пустую телегу.

В конечном итоге автотранспорт и дорогу, защищённую щитами, было решено испытать очень необычным способом - устроить зимний автопробег. И опять инициатором и организатором столь необычного мероприятия стал Д. Арцибашев. Скептиков в успешность проведения зимнего автопробега оказалось предостаточно. Те, кто не раз ездил зимой по дороге в Лаишев, считали, что посылать зимой для езды по ней можно только «за непочтение к родителям».

Автомобилей в тот год в Казани было уже гораздо больше, чем в начале ХХ века, но нужно было суметь убедить их владельцев, что автомобили их надёжны, а зимняя дорога вполне проходима. Настойчивость и авторитет Арцибашева сделали своё дело и участвовать в этом необычном пробеге согласились семь человек.

Член Казанской городской думы, директор-распорядитель Товарищества Окского парового сенопрессовочного завода Николай Яковлевия Молотков изъявил желание принять участие в зимнем автопробеге на своём автомобиле фирмы «Кейс».

Другим участником стал купец Михаил Дмитриевич Гуськов на «Форде». Еще один «Кейс» был во владении Михаила Рама. Не остался в стороне и известный в Казани купец Евгений Наполеонович Остерман со своим автомобилем «Форд», изъявивший полную поддержку зимнему автопробегу. Сразу два автомобиля представил для участия в зимней гонке купец Николай Никифорович Бойченко - Студе-Беккер и Лорель.

Был он страстным автолюбителем и горячо желал испытать свои машины в столь тяжёлых условиях зимних дорог. Ещё один участник, предоставивший автомобиль марки Грунэ-Мохель, просил не называть его фамилию.

Итак, для участия в зимнем автопробеге набралось семь машин. Восьмым стал Бенц технического отдела земской управы, участвовавший вне конкурса. На нём отправился в пробег сам Д.П.Арцибашев как организатор и командор этого зимнего мероприятия.

К старту готовы!

Каждый участник автопробега вносил в кассу 10 рублей. Для четырёх участников учреждены были призы. Устанавливались и условия, связанные с мощностью моторов машин, лишь при выполнении которых зачитывалось время преодоления всей намеченной трассы автопробега. Так автомобиль с мотором в 30 лошадиных сил должен был преодолеть всю дистанцию пробега не дольше, чем за три с половиной часа; 40 лошадиных сил -за 3 с четвертью часа; для более мощных- 2 ¾ часа. Забегая вперёд скажем, что все автомобили преодолели установленное расстояние гораздо быстрее установленных норм.

За один день до старта пробега машины всех участников были осмотрены на Театральной плошади (сегодня это площадь Свободы) на предмет проверки технического состояния. Некоторые машины не имели ветровых стёкол, поэтому все участники автопробега облачились в костюмы наподобие эскимосных, намазали лица вазелином и одели ветрозащитные очки.

Дело - за прессой

Командор Арцибашев предложил проехаться в его машине корреспонденту одной из местных газет. Скептически настроенный журналист, зная ухабистость дороги до Лаишева по прошлым годам, неохотно, но дал своё согласие. Такой поступок Арцибашева был вполне объясним - удачный автопробег, широко освещённый в прессе - залог будущих успешных дел в развитии как дорожного, так и автомобильного дела в Казанской губернии.

2 января 1914 года в 10 часов 15 минут в прекрасный солнечный день с легким морозцем был дан старт первому зимнему автопробегу в России. Трасса начиналась недалеко от газового завода (около бывшего ипподрома). Автомобили начинали свой путь, можно сказать, ещё по городской дороге, но за Архиерейской дачей начался сам тракт, огороженный щитами. К удивлению участников дорога была в лучшем состоянии, чем могли предполагать участники. Хотя её никто не чистил, снег ровным толстым слоем покрывал всё полотно дороги, а защитные щиты не позволяли ветру наметать сугробы. Там же, где стихии всё же удалось замести на небольших участках тракт снегом, стояли солдаты с флажками, предупреждая взмахами участников об опасных местах и резких поворотах. Несмотря на всё это автомобили развивали очень даже приличную скорость, достигавшую порой 70-80 км/час.

Победители

Со старта первым ушёл автомобиль командора. За ним с интервалом в 5 минут последовали другие участники пробега. Гонка была поистине спортивной. Машина Арцибашева пришла в Шуран в 11 часов 56 минут, затратив на преодоление всей трассы 1 час 41 минуту, ни разу не остановившись в пути. Однако другие участники оказались ещё проворнее.

Автомобиль Кейс владельца Молоткова оказался самым скоростным. Он преодолел весь путь за 1 час и 30 с половиной минут. При этом в пути у него была одна задержка на 10 минут по причине съезда в канаву. Именно Николаю Яковлевичу и был вручён первый приз.

Второй приз получил Михаил Дмитриевич Гуськов, отставший от победителя на 11 с половиной минут. В пути он потерял всего три минуты.

Автомобиль Кейс Торгового дома Рама стал третьим призёром. Его время в пути составило 1 час 49 минут при задержке на трассе в 5 минут.

Замкнул четвёрку призёров “Форд” Остермана с временем 1 час 58 минут.

Машинам Николая Бойченко повезло менее других.

Одна из машин «Студде-Беккер» затратила на весь путь 2 часа 34 минут, потеряв по дороге 25 минут, а другая – «Лорель» не дошла до конца пути из-за поломки автомобиля, к которой состояние дороги не имело никакого отношения.

Больше всего потеряла в пути машина марки Грунэ- Мохель- 47 минут, но дошла до финиша со временем 3 часа 28 2/3 минут, а в пути задержалась на 47 минут.

Жители Шуран и прибывшие из Казани автолюбители тепло встречали каждый прибывший автомобиль. Организаторы позаботились и о том, чтобы участникам, гостям и шофёрам был приготовлен прекрасный завтрак. Нужно отметить, что каждой машиной управлял профессиональный шофёр.

Зимой ездить можно!

Часть обратного пути в Казань автомобили совершили уже в наступившей темноте. Двигаясь в свете фар, конечно, с более низкой скоростью, чем при пробеге, все они благополучно прибыли в город. Здесь смельчаков первого зимнего автопробега встречала большая толпа болельщиков и просто любопытных. Никто не ожидал, что первый в России зимний автопробег пройдёт столь успешно. Инициатору и главному организатору этого мероприятия устроили овацию. Результат пробега подтвердил полезность защиты дорог в зимнее время, что давало возможность успешность передвигаться по ним не только автомобилям, но и конным экипажам. Автопробег снимался для показа в синематографах Казани и имел большой успех при показе в различных залах города.

С того первого зимнего автопробега прошло почти сто лет. Люди поняли необходимость защиты дорожных трасс в зимнее время и начали вдоль них сажать лес. Появилась мощная снегоочистительная техника. Однако не надо забывать с чего всё начиналось. Казанская губерния была одной из первых во многих вопросах в те далёкие годы. Не сдаёт она этих позиций и сегодня, включая автомобильное дело. На протяжении многих лет наши КАМАЗы - победители гонок Париж-Дакар, совершаемых в летний период.

Думается, что и в зимних гонках, по длинным трассам, если они будут, казанские спортсмены займут достойное место, как это они делают зимой в кольцевых гонках автомобилей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах