Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Примерное время чтения: 9 минут
181

«Певец народной скорби». Как поэт Дэрдменд променял золото на стихи

Известный татарский поэт Дэрдменд (Закир Мухаммедсадыкович Рамиев) вошёл в историю как яркий представитель классической поэзии, издатель газеты «Вакыт» и депутат первой Государственной Думы. Его многогранная личность сочеталась в нём с предпринимательской хваткой — он был успешным владельцем золотых приисков.

Со рвением к знаниям

Родился будущий поэт 23 ноября 1859 года в деревне Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии, в семье потомственного купца, чья родословная восходила ко временам Казанского ханства. Закир стал 14 поколением дворянского рода мурз, а среди его родни были видные религиозные деятели, поэт Сагит и писатель Исмагил Рамиевы — интеллектуалы, обогатившие татарскую культуру.

В 1862 году семья перебралась в деревню Юлык Орского уезда. Начальное образование Закир получил в сельском медресе, где изучал арабский и персидский языки, а также брал частные уроки русского. Жажда знаний привела его в 1880 году в Стамбул, где он погрузился в изучение турецкого языка и литературы, западноевропейской философии и литературного наследия.

Закир Рамиев - шакирд. Орск, 1877 г.
Закир Рамиев - шакирд. Орск, 1877 г. Фото: Орский краеведческий музей

Вернувшись на родину, Закир некоторое время жил в Орске, занимаясь торговлей и проводя летние месяцы на золотых приисках. Именно в этот период раскрылся его литературный дар: он начал переводить с турецкого и писать стихи, избрав для себя проникновенный псевдоним «Дэрдменд» — «опечаленный». Вся его поэзия действительно пронизана светлой грустью и философским пессимизмом.

На творчество Дэрдменда оказала влияние классическая восточная литература, а также русская и западноевропейская литературная традиция. Он ратовал за чистоту татарского языка и стремился писать так, чтобы быть понятным простому народу.

Отличительной чертой его поэзии стал философский взгляд на жизнь. Большинство его стихотворений состоят всего из нескольких строк, но в этой лаконичности раскрывается судьба целого народа и его родины. Дэрдменд выделялся среди современников глубиной образного мышления, изяществом слога и меткостью сравнений. Даже в трёх-пяти строках он достигал невероятной глубины обобщения, что ярко проявилось в его этапном стихотворении «Корабль». В нём исследователи видят сходство с «Буревестником» Горького. Как точно заметил Галимджан Ибрагимов в 1913 году: «Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном «Корабле», рассекающем волны бушующего моря... Все почувствовали новый дух — особую литературную культуру, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность».

Голос народа

Семья Рамиевых по-настоящему вошла в историю как одна из самых состоятельных династий конца XIX — начала XX века. Вместе с отцом и старшим братом Шакиром Закир Рамиев владел десятками золотых приисков на Урале. Их золотопромышленная эпопея началась в 1869 году, когда Мухаммедсадык Рамиев приобрёл первый прииск. С тех пор поиски новых месторождений не прекращались — ни сил, ни средств на это не жалели.

Без Рамиевых невозможно представить себе историю золотодобычи в Башкортостане. Согласно архивным документам, с 1869 по 1917 годы на территории современного Башкортостана и Челябинской области ими было добыто около пяти тонн золота. В повести Мажита Гафури «На золотых приисках поэта» описан случай находки самородка «с голову лошади» — и это не вымысел. Уникальный самородок весил 24,6 кг, хотя чистого золота в нём, разумеется, было меньше.

Золотодобыча приносила семье значительные доходы, и немалую часть их братья жертвовали на благотворительность: содержание учебных заведений, строительство каменной мечети в деревне Юлык, открытие медресе и русскоязычной школы. Они полностью содержали учителей и воспитателей, а также впервые в истории деревни основали библиотеку, которой в 1919 году заведовал драматург Мирхайдар Файзи.

Почти 35 лет жизни Дэрдменда, вместившие в себя судьбу поэта, общественного деятеля и золотопромышленника, были неразрывно связаны с Оренбургом. На одной из центральных улиц — Неплюевской (ныне улица Ленинская, 31)— для его семьи был возведён просторный дом, ставший родным очагом. Именно в Оренбурге расцвел поэтический талант Дэрдменда: здесь были созданы его главные произведения, те самые стихи, что вошли в сокровищницу татарской литературы.

Но не только творчеством был наполнен оренбургский период его жизни. Дэрдменд активно участвовал в общественных делах: неоднократно избирался в Городскую думу, а с 1889 года, после открытия знаменитого медресе «Хусаиния», вошёл в его Попечительский совет. Его благотворительность не знала границ — он содержал на свои средства нескольких студентов, обучавшихся за границей, закупал учебники для татарских школ и медресе, состоял в нескольких благотворительных обществах Оренбурга и Орска.

Медресе Хусаиния в Оренбурге.
Медресе Хусаиния в Оренбурге. Фото: Медресе "Хусаиния"

Венцом его общественного служения стало избрание в 1906 году депутатом I Государственной думы от Оренбургской губернии. Так золотопромышленник и поэт, певец народной скорби и щедрый меценат, стал ещё и голосом своего народа на самой высокой политической арене страны.

Строфы вместо самородков

Братья Рамиевы долго вынашивали смелую мечту — создать периодические издания на татарском языке. Их упорство увенчалось успехом в 1906 году, когда наконец было получено официальное разрешение. Уже 21 февраля того же года в Оренбурге начала выходить газета «Вакыт» («Время»), а спустя два года, 10 января 1908-го, увидел свет журнал «Шура» («Совет»). Оба издания сразу завоевали сердца читателей.

Впервые в Оренбурге появилась собственная татарская пресса, быстро ставшая известной далеко за пределами губернии. Газета «Вакыт» печаталась тиражом, вдвое превышавшим разрешённый, а неимущим читателям она раздавалась бесплатно — это было настоящим просветительским служением.

Журнал «Шура» поражал широтой тематики — его страницы охватывали 14 постоянных разделов. Издание знакомило читателей с классической восточной литературой, пропагандировало русскую литературную традицию, поднимало вопросы исторического пути татарского народа. Именно на его страницах впервые заговорили об истории татарской печати, литературы и критики, обсуждали развитие национального языка. Журнал стал мощным катализатором для развития не только татарской, но и башкирской литературы.

На страницах этих изданий публиковались выдающиеся литераторы и учёные: Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов, Шариф Камал, Мажит Гафури и многие другие. К сотрудничеству привлекались корреспонденты со всей России — татары, башкиры, казахи, киргизы, представители всех тюркоязычных народов страны. Читатели получали уникальную возможность быть в курсе событий всей империи.

По воспоминаниям современников, Дэрдменд, в отличие от брата, мало интересовался коммерческой стороной дел. Его призванием было творчество и чтение. Десятки лет он собирал свою библиотеку — гордость и духовное богатство поэта, воплотившее его любовь к знанию и слову.

Сборник стихов Дэрдменда, изданный в Казани и хранящийся в Оренбурге.
Сборник стихов Дэрдменда, изданный в Казани и хранящийся в Оренбурге. Фото: Оренбургская областная библиотека им. Н.К.Крупской

После революции 1917 года Дэрдменд, в отличие от многих состоятельных современников, остался на родине. Новая власть отняла у поэта всё: золотые прииски, типографию «Вакыт», и самое дорогое — его уникальную библиотеку. Тысячи книг, собиравшихся десятилетиями, были утрачены навсегда. Погибло и богатое рукописное наследие поэта, оставив невосполнимую пустоту в татарской культуре.

Смерть дочери Уммугульсум в Оренбурге в 1921 году стала тяжёлым ударом для Закира Рамиева. Горькая утрата, суровые условия зимы, семейные заботы и свирепствовавшие болезни окончательно подкосили его силы. Поэт угас 9 октября 1921 года в Орске, не выдержав всех испытаний.

В архиве Орского загса сохранился лаконичный документ — акт № 1086: «Закир Рамиев умер от брюшного тифа 9 октября 1921 года, 62 лет. Удостоверил врач Чернов. Женат. Захоронен на мусульманском кладбище. Заявил Мазит Латыпов, проживающий по улице Александра Ульянова».

В 1930-х годах татарское кладбище, где он был похоронен, сравняли с землёй для строительства завода. Могила поэта не сохранилась. Так завершился земной путь Дэрдменда, но его стихи и память о «печальном» поэте пережили и забвение, и разруху, и само время.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX
Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах