Рубеж по надою молока в 2 млн тонн преодолел Татарстан в прошлом году. И это не предел. Минувший январь дал фантастические результаты – если в целом по стране производство выросло на 7%, то в республике – на 10%. Куда же текут огромные молочные реки и ждать ли снижения цен на прилавках, обсуждали на сельхозвыставке «ТатАгроЭкспо» в Казани.
Педикюр для коров
В «Казань Экспо» съехались более 10 тыс. аграриев со всей России. Свою продукцию представила 371 компания из 35 регионов России, а также Беларуси и Кыргызстана. Среди экспонатов масса оборудования, технологий на молочную тему.
Так, бурёнкам предлагали запись на педикюр, и это не шутка – обработка копыт очень важна для здоровья коров. Спецтехнику для этой процедуры показали на выставке. Компания из Беларуси демонстрировала молочное такси – агрегат для выпойки телят, благодаря которому животные быстро получают пастеризованный корм. Инновации, конечно, нужны, ведь, по словам главы Минсельхозпрода РТ Марата Зяббарова, сейчас в республике строятся новые молочные комплексы на 15 тыс. голов.
«Традиционно наша республика занимает передовые позиции по производству молока, – отметил Марат Зяббаров. – Планка по продуктивности поголовья в 7 тыс. кг достигнута. На этот год мы ставим задачу увеличить продуктивность до 7300 кг».
Однако у рекордов есть и другая, менее позитивная, сторона. Министр не стал скрывать, что идёт серьёзное снижение цены на сырое молоко.
«Уменьшение потребления на 1,5% происходит из-за снижения реально располагаемых доходов населения. А также есть серьёзный рост производства товарного молока, – обрисовал ситуацию в масштабах страны гендиректор Национального союза производителей молока Артём Белов. – Прошлый год мы закончили с превышением запасов примерно в 40% над уровнем декабря 2021-го. Запасы выросли очень серьёзно – по сухой сыворотке на 214%, по сливочному маслу – на 57%».
По оценкам эксперта, запасов могло быть ещё больше, если бы не сокращение импорта. Он и помог сохранить баланс на рынке. Почти прекратились поставки из Уругвая, Аргентины, Новой Зеландии – из многих стран, за исключением Беларуси. Импорт заместила российская продукция.
«ТатАгроЭкспо»-2023: молочное такси, электромобили, педикюр для коров
В Татарстане, по данным Союза производителей молока РТ, за килограмм продукта на ферме без учёта поставки на площадки поставщика сейчас просят порядка 34,19 руб. По сравнению с предыдущими годами цена выросла на 27%. Фермеры объясняют: растут цены на электричество, газ, плюс каждый месяц дорожает упаковка.
В поисках равновесия
Что же делать, если производство товарного молока увеличивается, а спрос не растёт? Как разгрузить внутренний рынок?
«В отличие от зерна, которое можно хранить долго, с такими продуктами, как сухое цельное молоко (СЦМ), этого делать нельзя, – напомнил глава одного из холдингов РТ Адель Хайруллин. – В итоге зачастую производители отдают СЦМ и другие продукты по ценам, которые не всегда оправданы по себестоимости».
Одним из вариантов решения Хайруллин назвал госинтервенции. По зерну ведь есть разработанный механизм, который включают, когда начинается дисбаланс на рынке.
Артём Белов обратил внимание на то, что последние 3-4 года устойчивость отрасли во многом обеспечили отношения долгосрочного сотрудничества между производителями и переработчиками. До 20–25% производимого в России сырого молока продавалось по долгосрочным контрактам, где помимо объёма фиксировались и цены. Это позволяло прогнозировать финансовый результат, зарабатывать и одной стороне и другой.
«Сейчас, к сожалению, доля таких контрактов не очень велика, – констатировал глава Союзмолока. – Нужно найти некую новую точку равновесия, которая будет устраивать и производителей, и переработчиков. Возможности есть, ведь объёмы господдержки отрасли только растут».
Пока производители и переработчики ищут секрет взаимовыгодного баланса, потребителя волнует, как отразятся молочные рекорды республики на его кошельке.
«Доля продукции, продающейся в магазинах со скидками, по акционной цене, растёт очень существенно, – делится наблюдениями Артём Белов. – Думаю, что по итогам первого квартала мы увидим дефляцию (снижение общего уровня цен на товары и услуги. – Прим. ред.) в молочной категории. На мой взгляд, она будет обеспечена увеличением акционной активности производителя, а также снижением регулярных цен».
«Возможно, торговые сети пойдут навстречу, будут снижать наценки, – рассуждает гендиректор Союза производителей молока РТ Денис Пирогов. – Мы сейчас готовим комплексные предложения для отрасли, для правительства, для всех участников рынка. Будем стремиться к тому, чтобы акционных товаров было больше».