Старейший яхтсмен Татарстана о 100-летней истории казанского яхт-клуба

 

   
   
Герман Зайцев

 

 

О клубе для элиты, трёх жизнях яхты «Дора» и первых чемпионских титулах рассказал Герман Зайцев, один из старейших яхтсменов столицы РТ.

 

 

В обществе элиты

   
   

Казанский яхт-клуб на Волге решили открыть 8 июля 1913 года. Почти век спустя сообщение об этом обнаружили в архивах газеты «Казанский телеграф». Конечно, Герман Зайцев знал, что и дед, и отец были яхтсменами. Но о том, что его предок Иван Фёдорович стоял у истоков создания в Казани яхт-клуба, он впервые узнал из той самой заметки.

В начале XX века яхт-клуб был привилегированным обществом. Его членами-учредителями стали влиятельные жители Казани, Свияжска и Чистополя, среди которых были маркиз Виктор Паулуччи и владелец пивоварни Оскар Петцольд. К тому же, почётными и пожизненными членами яхт-клуба избрали казанского губернатора и вице-губернатора, начальника казанского округа путей сообщения, а также командующего войсками казанского гарнизона.

 

Справка

Казанский яхт-клуб стал третьим на Волге. Первые же такие общества появились в Англии ещё в XV веке, а в России в 1846 году открылся Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб. Это было элитарное общество с высокими вступительными и членскими взносами для привилегированных особ. Далее похожие клубы появились в Москве (1867), Риге (1872), Саратове (1876), Самаре (1912) и, наконец, в Казани.

 

Помещение для встреч члены клуба арендовали на ул. Проломной (ныне ул. Баумана, здание напротив РКЦ «Родина»). Командором яхт-клуба стал маркиз Паулуччи, а вот техническую комиссию возглавил опытный яхтсмен Иван Зайцев. Вообще-то Иван Фёдорович окончил медицинский факультет Императорского Казанского университета и работал в Казани врачом. А также он был одним из немногих в Казани владельцев фирменной яхты-швертбота, построенной в 1910-1912 годах на рижской судоверфи.

Три жизни «Доры»

Чем только не занимался этот первый городской яхт-клуб. Как указано в уставе, он должен был не только обучать управлению гребными, парусными, моторными и другими судами, но и улучшать их постройки (для чего у клуба была своя мастерская), следить за изменением фарватера Волги, узнавать причины образования отмелей и перекатов и искать способы их устранения. Кроме того, задачей клуба было развитие «всякого рода спорта, как то: охотничьего, рыболовного, автомобильного, гимнастического, лыжного, конькобежного и других». Клуб учредил на Волге постоянную спасательную станцию для содействия Обществу подаяния помощи погибающим при крушении судов.

Основное же имущество яхт-клуба - купальня и причаленные к ней ялики (небольшие вёсельные шлюпки) - находились рядом с пристанью в Верхнем Услоне. Именно там до создания Куйбышевского водохранилища начиналась «большая вода». Ялики работы местного мастера Червякова принадлежали в основном казанским дачникам. Видимо, они-то и участвовали в первых лодочных гонках, за которыми следил «Казанский телеграф».

 

Купальня и ялики яхт-клуба (слева) на причале в Верхнем Услоне. 1913 год

 

 

Годы спустя Герман Зайцев случайно нашёл фотографию той самой пристани с купальней и яликами. Каково же было его удивление, когда среди лодок на снимке он увидел яхту деда «Дору». После Первой мировой войны, революции и гражданской войны она осталась практически единственным сохранившимся напоминанием об элитном яхт-клубе. Всё это время забытая «Дора» ждала своего хозяина у здания Общества спасения на водах, где её и подобрал сын Ивана Зайцева Глеб. К слову, именно он дал ей имя «Дора», привёл в порядок, пошил новые паруса и перенёс в сарай рядом с домом на ул. Островского.

 

Яхта  «Дора» на Волге. 1967 год

 

 

О том, что увлечение парусным спортом передалось от деда к отцу Глебу Ивановичу, Герман Зайцев помнит не только по семейным фотографиям. Вместе с отцом он с малых лет бороздил на «Доре» волжские просторы. А потом снова была война, и вновь стало не до яхт…

Уже в 1950-е годы Герман Зайцев прошёл московскую яхт-школу. Участвовал в юношеских гонках сначала юнгой, потом рулевым. Любовь к парусу он передал сыну Борису. Ради него в 1960-х буквально возродил «Дору», перестроив её под новые стандарты. Так яхта получила третью жизнь.

Дети Волги

Парусный спорт в Казани начал активно развиваться после 1958 года, когда создали Куйбышевское водохранилище, и Волга вплотную подобралась к Казани. Именно тогда яхт-клуб перебазировался на пляж «Локомотив». Здесь стояли крупномачтовые яхты, которые не могли пройти под мостами. Маленькие же лодки заняли акваторию Казанки и частично озера Кабан. На этих трёх базах в 1960-70-е годы тренировались яхтсмены морского клуба ДОСААФ, парусной секции КАИ, СК им. Воровского, завода «Радиоприбор» и других. В 1980-е годы к ним присоединились и воспитанники яхт-клуба «Рубин».

 

Рустем Валеев (в центре) - последний чемпион СССР (1990 г.) в классе "Оптимист"

 

 

Казанцы успешно выступали на союзных соревнованиях. Сам Герман Зайцев в те годы вместе с Александром Хоменко неоднократно становился чемпионом города по парусному спорту в классе «Летучий голландец». А в сборную ТАССР входил его сын Борис Зайцев. Вместе с товарищем по команде Андреем Куклиным они сегодня тренируют сборную РТ по парусному спорту. Кстати, последним чемпионом СССР (1990 г.) в детском классе «Оптимист» стал казанец Рустем Валеев, воспитанник Андрея Куклина. А сын тренера Роман Куклин за последние годы дважды побеждал в чемпионатах России и пять раз - в чемпионатах РТ в классе «Луч».

Сегодня Казанский яхт-клуб знают во всём мире. В 1997-1999 годах его прославили участники кругосветного путешествия на деревянной яхте Nord Star («Северная звезда»), о которых «АиФ-Казань» писал в №7.

Летними выходными в яхт-клубе на пляже «Локомотив» собираются яхтсмены всех возрастов. 100-летие клуба они отметят чемпионатом РТ Volga Open Race, который стартует 1 августа. 

Фото из личного архива Германа Зайцева.

Смотрите также: