По его мнению, долго побеждать могут те команды, где есть хоккеисты, способные выигрывать за счёт мастерства. Свой разговор мы начали с обсуждений недавних, неожиданных в общем-то, поражений казанцев от «Трактора» и «Амура».
- Владимир Васильевич, поражение от «Амура» - из этой же серии что и от «Трактора»?
- Когда «физика» немножко падает или мотивация уменьшается, вступает в дело мастерство – сыгранность троек, реализация каких-то стандартных положений – и это помогает побеждать. Чуть себе вольность позволишь – и все: сейчас все команды умеют бегать, толкаться. И как только ты перестаешь напрягаться в полную силу, так у соперника появляется шанс.
- Видимо, из-за вольностей «Ак Барс» провел несколько неудачных игр на старте и первая тройка выглядела невнятно…
- Сейчас-то первая как раз в норме, забивает, и результат есть. Я думаю, команда в последние несколько лет привыкла начинать сезон в пол-оборота – мол, мы потом нагоним, разберемся. Но в этом году такой чемпионат, что надо с самого начала играть. Посмотрите, кто наверху – «Амур», «Трактор». «Динамо», не блиставшее в начале прошлого сезона, тоже там. В лидерах совсем не те команды, которые вроде бы должны быть.
- Вас это удивило?
- В некоторой степени. В частности, взлёт «Амура». Но вот что значат мотивация и настрой игроков! В этой команде ребята уже несколько лет играют вместе, клуб их не растерял, хоккеисты сыгрались, в мастерстве чуть добавили. А тут пошли победы, народ хорошо болеет – там всегда полный дворец – и команда зацепилась за этот результат. Плюс тренер у них новый (финн Ханну Йортикка, – прим. ред.), он умеет работать. А хоккеистам понравилось выигрывать, они борются за результат!
В Казань ушел переводом
- Вернемся в лето, Владимир Васильевич. После ухода Билялетдинова из «Ак Барса» ваше назначение прогнозировали многие. А для вас оно было ожидаемо?
- Сначала об этом много говорили, потом все затихло. Я был в отпуске, мы с женой на машине ехали в Хорватию, и тут – звонок, телефон Шавалеева высвечивается. «Привет, Шагимарданыч!», - говорю. «Да нет, это Шафагат Фахразович, - слышу в ответ (Ш. Тахаутдинов - генеральный директор «Татнефти» и президент «Ак Барса»). - Мы приняли решение вас пригласить, все согласовано, хотим во вторник встретиться в Альметьевске». Был вечер субботы, мы из Австрии в Словению только въехали. А в понедельник утром я из Загреба вылетел на эту встречу.
- Каково было уходить из «Нефтехимика»?
- Да, я там 6 лет был… У меня хорошие отношения с Владимиром Михайловичем Бусыгиным, мы и сейчас созваниваемся часто, всё про хоккей говорим. Да и команду эту я собирал, не всех игроков, но большинство. Мы с Рафой (директором клуба Рафиком Якубовым. – прим. ред.) много куда ездили – два раза в Финляндии были, в Чехии – Бусыгин сказал: «Пока команду не соберете – в отпуск не пойдете», вот и собирали. Но что поделаешь… Меня переводом в Казань оформили.
- Был ли для вас риск в том, что вы пришли в привычно успешный клуб, который расстался с главным тренером по обстоятельствам, не связанным с игрой и результатами?
- Да. И сейчас чувствуется, что не я подбирал этих игроков. Возможно, я некоторых и не взял бы. Но что есть – то есть, как-то выкручиваемся. Вроде бы разобрались с ребятами, составили свои тройки, Обухов – Бодров – Петров разыгрались, слава богу… Разберёмся, не в первый же раз.
Тренер старой формации
- Как у вас складываются взаимоотношения с Алексеем Морозовым? В 2006 году сначала вы не взяли его на Олимпиаду в Турин, а потом уже он не поехал на чемпионат мира. Прошлое не вспоминаете?
- Так Алексей сам писал тогда, что они, Зарипов – Зиновьев – Морозов, почувствовали ту свою игру в конце февраля, после Олимпиады. А не взял потому, что на Кубке Первого канала в декабре, когда я всем шанс давал, они заработали на троих одну передачу. Возможно, в клубе так выложились, что ничего не показали в сборной. Потом у нас было два товарищеских матча, мы пригласили Морозова. Он спросил: «Вы гарантируете мне место в составе?» А как мы могли это сделать, когда у нас была полная обойма НХЛовцев? Нет, говорим, поехали на общих основаниях, покажешь игру – будешь в составе. Он отказался. А весной не поехал на чемпионат мира. Наверное, обиделся, хотя сначала сказал «да». Я все понимаю, но ты скажи: «Я не хочу ехать», и у меня вопросов не будет. У нас страна хоккейная, игроки есть, всегда можем взять кого-то другого – пусть похуже, но у которого есть желание играть…. Но мы с Морозовым про то время даже не вспоминали – что было, то прошло. Я – так вообще никогда зла на людей не держу. Нельзя весь тот негатив копить и держать в себе – болеть от этого будешь….
- Последняя история с «продажей» Даниса Зарипова на самого хоккеиста как-то повлияла? После вашего публичного ответа агенту Николаеву Данис выдал хорошие матчи с «Магниткой» и «Автомобилистом».
- Да мы с Данисом всё решили за день до этого заявления Николаева! Я ему сказал, что никто его менять не собирается и попросил глупостей не делать. С какого перепугу агент заявил, что не исключает обмена Зарипова, я не знаю.
- А ещё Николаев мне сказал, что я тренер старой формации, - Владимир Васильевич вспоминает подробности той встречи с агентом Зарипова. – Ну какой, говорю, я могу еще быть формации – уже 27 лет работаю?! Я понимаю, есть тренера новой формации – один бьет игроков, второй столы переворачивает, третий так матом ругается, что мне даже не снилось, компьютеры разбивает. А я ничего этого не делаю, не приучены мы. Конечно, старой формации.
- Агенты сильно мешают тренерам работать?
- Да нет. У меня со всеми хорошие отношения. Нормальный агент понимает, что тренер это его первый союзник, тренер делает все для того, чтобы хоккеист лучше играл, подписал более выгодный контракт – тогда и агент больше денег заработает. А ненормальный не понимает.
Где своя молодёжь?
- Вам довелось и за границей поработать, в Словении. Тамошняя работа отличается от российской?
- Особых отличий нет, разве что когда я в Целе работал,у меня профессионалов было четверо – все россияне. Еще два парня жили на пособие и тоже тренировались вместе с нами, а остальные приходили на тренировки вечером, после работы. В Есенице же вся команда профессионалов была. А разницы в тренерской работе – никакой, тем более, что все ребята из Есенице с Кострюковым поработали, по-русски хорошо понимали и знали наши российские стиль и методы работы. Правда, там никаких сборов не было, все жили дома и из дома на игры приходили.
- А если о вашем доме говорить, где он: в Кирово-Чепецке, Риге, Москве, Нижнекамске?
- Нет, не в Кирово-Чепецке. У меня там сестра осталась и родители похоронены – мои и жены… А где мы живем… Интересный вопрос! – Владимир Васильевич улыбается и на секунду задумывается. – В Риге у нас есть дом и в Подмосковье, в Раменском. Так и живем на два дома.
- Кроме хоккея вам что интересно?
- Я заядлый автотурист. Нам с женой визы не надо, у нас вид на жительство латышский, и мы с ней часто ездим по Европе: собрались – и поехали, куда – можем и на ходу решить. Во время отпуска в Хорватию на море ездим, обязательно к друзьям в Словению заезжаем - там живет мой хороший друг. И еще один словенский тренер, который ко мне еще в 1996 году в Екатеринбург учиться приезжал. С тех пор он все время при деле, в Италии работает…
- С Павлом Дацюком, которого вы открыли для хоккейного мира, отношения поддерживаете?
- Да, постоянно созваниваемся и встречаемся. В этом году, правда, не получилось: Паша сюда прилетел, а я – отсюда, он в Нижнекамск – я из Нижнекамска, он в Москву – я из Москвы. Так и не увиделись.
- Сейчас и в Казани новых Дацюков можно воспитывать – условия-то королевские…
- Да, все сделано от души, для большого дела. Для школы все есть, интернат хороший. Отличные условия, чтобы свои молодые игроки подрастали.
- То есть ближайшее время можно ждать пополнения?
- Думаю, да. У нас уже есть Яруллин, Шавалеев, Ломако, Галин 1994-го года рождения. Яруллину мы уже даем по сменке-две-три играть, потихоньку введем его. Он 1993-го года, на следующий год будет лимитчик. Возможно, мы бы играли и в восемь защитников, но сейчас стольких просто нет. Вот поправятся травмированные – посмотрим.
Досье
Владимир Крикунов родился в 1950 года в Кирово-Чепецке. Играл за «Кристалл» (Саратов), «Крылья» Советов (Москва), «Динамо» (Рига). В 1995-96 был главным тренером сборной Словении. С 1999 по 2001 гг. тренировал «барсов». В 2005 г. – во главе сборной России. С марта 2008 – главный тренер нижнекамского «Нефтехимика», с июня 2011 - главный тренер «Ак Барса».
Смотрите также:
- Денис Голубев: в «Ак Барсе» не делят игроков на «молодых» и «стариков» →
- Арсен Галстян: «Вряд ли мы когда-нибудь поборемся с Путиным» →
- Новые «барсы». Клуб пополнился пятью игроками →