Измаил Зайдулин был одним из подводников-стахановцев. В 1930-х годах так называли тех, кто вопреки нормам заставлял подлодки отправляться в долгие автономные плавания.
Под его командованием в 1936 году судно Щ-123 «Угорь» более чем втрое превысило свою норму, пробыв в удалении от баз 75 суток вместо 20 положенных. А через четыре года другая «Щука» Зайдулина стала первой подлодкой, прошедшей по Северному морскому пути за одну навигацию. Это были невероятные достижения. О них, а также о секретной операции вермахта в Советской Арктике «АиФ-Казань» рассказал ветеран подводного флота СССР и РФ Игорь Кравцов.
Кто идёт на рекорд?
В 1930-х годах советский флот активно готовился к войне. Одной из главных задач было как можно дольше сохранить боевую готовность подлодок вдали от берега и во льдах. Первые рекорды автономности на «Щуках» поставили подводники из пятой морской бригады на Тихоокеанском флоте. В эту бригаду и попал Измаил Зайдулин.
Особенность «автономки» в том, что подлодка в одиночку уходит далеко от баз и не может пополнить запасы топлива и провизии. Считалось, что «Щука» способна самостоятельно уходить на 20 суток, а пятая бригада за пару лет превысила эту норму в 2 и 2,5 раза.
Когда Измаил Зайдулин стал командиром подлодки Щ-123 «Угорь» в этой стахановской бригаде, ему было всего 29 лет. Уже в 1936 году его «Угорь» поставил новый рекорд «автономки».

Моряков-победителей на берегу осыпали цветами. На причале Измаила встречала жена Ольга с малышом Джемалом. В 1936 году семья почти не видела Измаила, ведь он провёл на своей подлодке 336 суток, а дома, выходит, был всего месяц.
За такую стахановскую выработку моряков сначала наградили, а затем… репрессировали. Зайдулина и других командиров бригады обвинили в измене Родине, шпионаже и контрреволюционном заговоре, диверсиях и вредительстве. Его забрали 2 августа 1938-го, и больше года он просидел под стражей без предъявления обвинения! Значение подвига преподнесли так: якобы долгими походами подводники хотели вывести из строя технику, сорвать боевую готовность экипажей. К счастью, военный трибунал обвинения по 58-й статье отвёл, признав вчерашний подвиг не заговором, а «служебной халатностью».
Зайдулину повезло больше, чем товарищам, его приговорили к трём годам, но амнистировали прямо в зале суда. Моряков реабилитировали только в 1940-м.
Почему подвиг забыт?
На какую бы должность ни ставили Измаила Матигуловича, он везде добивался результатов. В 1940 году, не побоявшись, что ему припомнят прошлые «ошибки», он совершил новый подвиг – первым прошёл на подлодке Щ-423 Северным морским путём. Проверил, как ведёт себя лодка подо льдами Арктики, и доказал, что можно оперативно перебрасывать «Щук» с Северного на Тихоокеанский флот.
Это была экспедиция особого назначения, начальником штаба которой и стал Зайдулин. Поход Щ-423 длился с 5 августа по 17 октября. Никто не знал, как поведёт себя лодка во льдах, хватит ли прочности корпусу. Её сопровождали надводные суда и ледоколы с запасом топлива, провизии на случай аварийной зимовки. Но даже эти страховочные суда постоянно менялись, а подводники ни разу не покидали «Щуки».
Для прочности лодку впервые одели в «противолёдную шубу» (деревянная обшивка), это и спасло корпус. Но внутри 56-метрового судна была такая влажность, что конденсат оседал на одежде подводников, и её было не просушить. Экипаж мёрз даже в кожаных полушубках. Трюмы обледенели, электрогрелки не справлялись с обогревом. Поэтому впервые подводники придумали прогревать лодку изнутри паром с обеспечивающего судна. Хуже всего, что экспериментальная батарея чадила водородом, так что любая искра могла превратить подлодку в водородную бомбу. Подводники мучились головной болью, их мышцы по утрам были расслаблены.
Пожалуй, только вкусный обед мог поднять настроение экипажу, взбодрить подводников, которые мало двигались и не могли надышаться свежим воздухом. Когда поход завершился, Зайдулин предложил наградить кока, который даже в шторм ни разу не опоздал с обедом. Кстати, из дальнего похода советские подлодки обычно встречали жареным поросёнком. Но ради мусульманина Зайдулина традицию нарушили – вручили торт.
После похода Зайдулину присвоили звание капитана 2-го ранга, но госнаград за этот переход подводники не получили. «Дело в том, что по пятам за «Щукой» Германия втайне от англичан и американцев, но с разрешения Сталина, перебросила на дальневосточной театр военных действий рейдер «Комет», - говорит Игорь Кравцов. - Только в НКВД знали, что судно, замаскировавшееся под торговое, везёт артиллерийские снаряды и торпеды. Рейдер имел прямую связь с Берлином и попутно разведывал обстановку в советской Арктике». Вот так решение Сталина помогло врагам: уже в ноябре 1940 года рейдер топил английские суда, а в 1942-м уничтожил легенду Северного флота – ледокол «Александр Сибиряков».
«Только два года назад экспертный совет главнокомандующего ВМФ детально разобрал действия Измаила Матигуловича и заключил, что его подвиг незаслуженно забыт, - отметил Игорь Кравцов. – Уроками подлодки Щ-423 СССР воспользовался уже в войну, когда нужно было срочно усилить Северный флот, перебросив туда корабли».
Второй свой орден – Отечественной войны I степени – и звание капитана 1-го ранга Измаил Зайдулин получил посмертно. В августе 1944 года советские лётчики приняли его катер за вражеский. Зайдулина сбили с борта, смертельно ранив. Его орден передали семье.
В 2015 году на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга открыли небольшой памятник Измаилу Зайдулину. В Центральном военно-морском музее стоят модель подлодки Щ-423 в «противолёдной шубе» и бюст её легендарного командира. Сам Игорь Кравцов мечтает создать фильм об Измаиле Зайдулине и установить бюст подводника в Парке Победы Казани.
При подготовке использованы материалы и фото из книги И. Кравцова «Легендарные «Щуки» Измаила Зайдулина».
Смотрите также:
- Зарисовки с поля боя: какой видели войну татарстанские художники-фронтовики →
- Две войны генерала Сафиуллина. За что Героя Советского Союза лишили мундира →
- Обвод, слухи, Иран. Как казанцы встретили первые дни Великой Отечественной →