Шалом, Казань! Зачем к нам едут 100 раввинов?

Фото из личного архива. / АиФ-Казань

В Доме Отца моего

- Ребе, есть ли еврейские общины в РТ помимо Казани?

   
   

- Вторая по численности - в Набережных Челнах. Я представляю все еврейские общины перед властями республики.

- Казанская синагога построена в 1915г., в разгар первой мировой войны. Почему возникла такая необходимость?

Досье
Ицхак Горелик родился в 1974 году в г.Реховот (Израиль). Получил высшее религиозное образование. Женат, воспитывает девятерых детей, самому младшему - полгода.

- В начале ХХ века для евреев существовала так называемая черта оседлости. В число городов, где разрешалось селиться, входила Казань, которая уже тогда была крупным промышленным и культурным центром. Здесь можно было найти работу, организовать своё дело, дать детям образование. Синагога потребовалась для удовлетворения религиозных потребностей, да и для общения тоже. Вскладчину купили этот дом, 100-летие которого отмечаем.

- Но после революции здание отняли, борясь с религией. Долгие годы тут был Дом учителя.

- Это случилось в 30-е годы. Но в Казани ещё живы старики, которые помнят, как ходили в синагогу с родителями. Нам дороги их воспоминания. Дом учителя здесь организовали не сразу. Как рассказывают старожилы, сначала размещались силовые структуры, правоохранительные органы.

   
   

- Когда вы возглавили синагогу?

- Приехал в Казань в феврале 1997 году. Здание уже передали еврейской общине в конце 1996-го, на хануку. Я увидел типично советское учреждение. На фасаде - товарищ Ленин, внутри - актовый зал. Полная разруха. Прежние хозяева вынесли всё, что можно и что нельзя. Попечительский совет общины принял решение о срочном ремонте. Меняли всё: полы, потолки, крышу, сантехнику. Благоустраивали помещения, чтобы и детям, и старикам было тепло, уютно.

Материальную поддержку оказали еврейские организации России и мира. Им тоже было нелегко. Ведь не только наша синагога нуждалась в содействии. Помогали и местные бизнесмены, причём, не только евреи. Свой вклад внесли мусульманские и православные священнослужители по доброй воле. У синагоги оказалось много друзей. Чтобы поднять такой проект, требовались не только средства, но и душа. Многие члены общины после работы приходили, чтобы помочь. Есть видеофильм, как они работают на ремонте. Мы сообща строили наш дом. В знак благодарности вклад каждого отметили специальными именными табличками. Скоро будем их менять, сделаем на дереве, поскольку уже новые поколения столь же охотно принимают участие в благоустройстве. Любая лепта достойна благодарности.

Традиции живы

- Мало возродить намоленное здание, надо создать в нём нужную атмосферу, возродить прежний дух…

- Это гораздо труднее, чем сделать что-то материальное. Ведь выросли уже и те, кто многого не знает. Наша задача – восстановить разрушенные звенья духовно-нравственной цепочки, связывающей поколения, возродить традиции и веру, которые сохранили и оберегают наш многострадальный народ.

Синагога не только молитвенный дом, но и культурно-просветительный центр. Я бы сказал, единственный, где любой еврей получит ответ на любой вопрос, касающийся веры предков, получит совет или помощь в трудной жизненной ситуации. Мы совместно проводим праздники, много делаем для детей. Коммунисты правильно делали, начиная воспитывать будущих соратников, формировать мировоззрение с раннего детства. Берём с них пример (смеётся). У еврейской национально- культурной автономии есть и своё помещение в Доме дружбы народов. Туда нередко приходят и казанцы, и гости города, которые интересуются различными вопросами. Даже еврейской кухней (смеётся).

- У дверей синагоги - традиционный еврейский подсвечник, менора. Прекрасный символ! Чья идея?

- Моя. В конце 1997 года мы готовились отметить хануку. В этот день принято зажигать свечи не только в доме, но и на улице. Каждый иудей должен видеть свет, излучающий добро и тепло. Искали место, где поставить такой символ, я решил, что у дверей. Стоит с тех пор!

- Какую роль сыграла синагога в объединении еврейского сообщества?

- Мы были бездомными. Появился дом, а он необходим любому человеку, чтобы быть уверенным, спокойным, самодостаточным. Синагога полностью изменила морально-психологический климат в среде казанского еврейства в лучшую сторону, послужила объединению.

Кто ищет, тот найдёт

- Вы - первый главный раввин в новой истории РТ. Тяжелая ноша?

- Я взял сюда билет в один конец. Когда приехал, мне было 23 года. Тогда казалось, что будет тяжело. Но здесь родились мои дети, они учатся в 12-й средней школе, которую называют еврейской. А я как раввин родился вместе с возрождённой синагогой. Вы спросили, почему я так плохо говорю по-русски… Сам недоволен. Много акцента, много ошибок. Но ведь мы с вами понимаем друг друга, значит, не всё плохо. Я родился в Израиле, мой родной язык-иврит, и я берегу его для своей семьи, хотя мои дети владеют обоими государственными языками РТ. А мои родители, выходцы из СССР, свободно говорили по-русски, так что для России я не чужой. Любая ноша посильна, если рядом друзья.

- Много ли людей посещают синагогу?

- Кто-то ежедневно, кто-то иногда, кто-то разделяет с нами только праздники. Но примерно 4 тысячи постоянных прихожан. Знаю, что евреев в Казани значительно больше, мы дошли не до всех. Но ищем! Многие стесняются, не хотят по разным причинам позиционироваться как евреи. К примеру, профессора, которые всю жизнь преподавали научный атеизм и прочую идеологию. Я понимаю. Однако мы всегда рады всем в нашем общем доме, желая каждому еврею благополучия и жизни до 120 лет!

Казанская синагога Фото: АиФ-Казань/ Елена Никонова

- Евреи созидательны, много работают, многого добиваются. Благодаря религии?

- В немалой степени. Если Бог создал меня, значит, я не лишний в этом мире. Но обязан доказать свою необходимость, реализовать талант и способности по максимуму. Ничего не делать, значит, поступать против нашей религии.

- Какие отношения у вас с муфтием и митрополитом?

- Мы общается на светских, а не на религиозных площадках. Хотя в догматическом плане есть немало общего. В частности, в рамках празднования 100-летия синагоги будут совместные встречи.

- А что обсудит съезд раввинов? Затронете ли проблему однополых браков?

- Эту тенденцию, захлестнувшую Европу и США, мы категорически осуждаем. Ценность традиционной семьи для нас неоспорима, материнство - свято. Обсудим также актуальные вопросы, связанные с духовным образованием и воспитанием молодёжи, многие из которых вызваны всеобщим увлечением Интернетом. Ведь не всё то золото, что блестит. Нам важен также обмен опытом по организации кошерного питания и другим текущим вопросам.

- По чьей инициативе очередной съезд раввинов - именно в Казани? Ведь впервые –не в Москве. А столица РТ вроде бы как мусульманский город…

- Москва – не вся Россия. Надо знать жизнь регионов, чтобы иметь полную информацию. Этим я и руководствовался, предложив Казань. Главный раввин РФ Берл Лазар, который возглавляет сейчас и Федерацию еврейских общин России, уже бывал в столице Татарстана. Другие мои коллеги много слышали, но ещё не были. Поэтому охотно откликнулись на приглашение приехать. Будут и многочисленные зарубежные гости. В среде мирового еврейства рейтинг республики как толерантного региона безусловно повысится. У нас хорошие и, что очень важно, искренние взаимоотношения с местной властью. Свидетельством этого будут и широкомасштабный юбилей синагоги, и традиционный, 4-й по счёту, фестиваль еврейской культуры, который вновь станет праздником для горожан и гостей Казани.

Главный раввин Росси Берл Лазар. Фото: www.russianlook.com

- Можно ли считать, что у вас нет никаких проблем?

- У кого же их нет? Мы растём, а когда растёт ребёнок, без проблем не обходится. Но всё решаемо. Готовясь к юбилею синагоги, к приезду гостей, я часто ловил себя на мысли, что долг перед нашей красавицей, нашим общим домом, мы постарались выполнить. И этот дом будет жить не 120 лет, как говорят евреи, желая друг другу долгой жизни и счастья, а бесконечно.

Смотрите также: