Человек-энциклопедия. Интересные факты о Карле Фуксе

Карл Фукс был человеком энциклопедических знаний © / Public Domain

«В Казани не осталось почти ни одного семейства, ни одного дома, в который когда-нибудь не приглашали бы Фукса на помощь… Таковой успех есть исключение… Причину надобно искать в самом Фуксе, в его редких умственных и душевных качествах, в его неутомимой деятельности», - утверждали современники.

   
   

Каков диапазон!

Врач, натуралист, путешественник, историк, коллекционер, один из первых преподавателей только что открытого Казанского университета, а затем - его пятый ректор, он был человеком энциклопедических знаний. И обаяния, редкостного даже в его галант­ном веке. Он родился в 1776 году и прожил 70 лет, успев сделать столько, что не всякому современному НИИ под силу.

Среди научных трудов Фукса история Казани, этнография казанских татар, анализ состояния уральских лесов и золотого промысла на Урале…

Он изучал состояние здоровья горнозаводских рабочих, течение Волги по Казанской губернии, составил обозрение всех местных фабрик и заводов. Его внимание привлекало всё, что он видел.

Факты, статистику, наблюдения Фукс излагал настолько увлекательно, что читать его труды и сегодня интересно. Они живописны и доказательны. Судя по всему, он был ещё и неплохим журналистом. Вот, например, что написал в 1839 году о поездке к мордве, живущей в Чистопольском и Спасском уездах Казанской губернии: «Дорога идёт по большому Оренбургскому тракту… У дороги, по которой я ехал, находится деревенька Бутырки, куда одни только иностранцы удаляются от городской пыли. Русские не находят вкуса в этом летнем удовольствии, и вы не увидите там ни одного загородного дома».

Яркие описания состояния Столбищ, Нармонки, Лаишева, Билярска и других населённых пунктов, цены на продукты, одежда местных жителей, их обряды и традиции, - ничто не ускользает от внимательного взора. «Мордва живёт однакож очень согласно с русскими. Я спрашивал сотника из мордвы: не притесняют ли их барские приказчики и писари, но ничего подобного узнать не мог. Здешняя мордва называет себя Эрзя… С какою готовностью и охотою мужчины и женщины мордовские начали мне рассказывать, толковать и переводить свои песни!» Далее Фукс приводит эти песни и сказания. Ну чем не аналитическая зарисовка по итогам командировки?

Любимец Казани

Портрет Карла Фукса кисти Л. Крюкова (1827 г.) являет взору человека с необыкновенно добрыми глазами. Такие, наверное, и должны были быть у самого известного в Поволжье врача-практика. Само присутствие его у постели больного благотворно сказывалось на состоянии пациента. При его участии рождались, росли, недужили и выздоравливали. Он лечил и богатых, и бедных.

   
   

«Профессия врача, благодаря авторитету Карла Фукса, стала ещё более популярной, число желающих поступить на медицинский факультет университета увеличивалось. Он был первым врачом-европейцем, которого стали приглашать в татарские семьи. Ему удалось установить и укрепить связи между Казанским университетом и татарским населением города», - считает член Союза писателей РФ и РТ, заслуженный работник культуры РТА Алла Гарзавина, которая, изучив массу документов, написала увлекательную книгу о Фуксе.

Рассказывает зав. отделом музея истории КФУ Мария Хабибуллина«Немец по рождению, владея многими языками, Фукс изучил в Казани в совершенстве русский, татарский и арабский языки. В те времена, когда ещё не все европейские народы владели грамотностью, он отметил, что татары грамотны, поскольку читают Коран. Другие его со­отечественники, преподававшие в университете, изучением языков себя не утруждали. Казань стала для Фукса второй родиной, поскольку, ещё будучи студентом Геттингенского университета, он заинтересовался Востоком. Узнав, что в Казани появился университет, решил связать с ним свою жизнь. Его лекции пользовались огромной популярностью среди студенчества.

Михайло Ломоносов, как известно, жаловался императрице на засилье немцев в российской науке. Считая, что, приехав в дикую страну, они не скрывали презрения ко всему «местному». Фукс был другим. Влюбившись в Казань, он стал своим, заслужив уважение русских, татар и коллег немцев. По общему мнению, он был идеальным человеком, умел ладить со всеми. И с властями, и с мусульманским духовенством, и с представителями разных слоёв общества».

В Казани он женился на Александре Андреевне Апехтиной, племяннице известного поэта, предвестника русского романтизма, творчество которого ценил Александр Пушкин. Дочь Софья, рождённая в браке, была православной, как и её мать, хотя сам Фукс до конца жизни оставался лютеранином. И похоронили его в апреле 1846 года на лютеранском участке Арского кладбища. Позже могила была утеряна. Условное место захоронения появилось только в 1996 году,  когда по инициативе музея истории КФУ отмечали юбилей любимца Казани. «На торжества приехали и гости из Германии. Они поразились, насколько чтут их соотечественника в Казани», - говорит Мария Хабибуллина.
Дом Фукса в Казани. Фото: АиФ-Казань

По ходатайству Казанской гордумы после кончины Карла Фёдоровича император позволил переименовать Поперечно-Тихвинскую улицу, где стоял дом Фукса, в «Фуксову улицу», а один из казанских скверов стал Фуксовским садом. Но памятник учёному и табибу появился здесь только в 1996 году по инициативе Стеллы Писаревой, директора музея истории КФУ, сказала М. Хабибуллина. Улица Фукса находится теперь в другом месте, не там, где стоял его дом, а рядом с площадью Свободы, с кирхой, где отпевали учёного.

Первооткрыватель

«Казань любила его, - говорит Мария Хабибуллина. - В XIX веке это был уникальный случай, когда все скорбели: и православные, и лютеране, и мусульмане. Добра людям он сделал предостаточно, вклад его в науку неоценим, поистине – уникальная личность».

Памятник ученому в Фуксовском саду. Фото: wikimapia.org

Фукс открыл для медицины минеральные источники (ныне санаторий в Менделеевском районе), собрал нумизматические коллекции, в том числе и в Булгаре, которые позволили уточнить даты правления казанских ханов. Одну из коллекций он подарил Германии. Фукс заложил в Казани основы терапии, впервые ввёл понятие «ведение больного», то есть клиническую практику на основе медицинского дневника с динамикой состояния пациента. А будущего писателя А. Аксакова увлёк энтомологией, и про охоту за бабочками тот писал не однажды. Благодаря Карлу Фуксу тогдашняя молодёжь поняла, что кроме военной службы существует ещё и нечто другое – наука, светская служба, преподавание, литература…

Он был первым европейцем, человеком иной веры, которому позволили присутствовать на закрытой церемонии никаха (свадебный обряд) в мусульманской казанской семье. Это свидетельствует о доверии и любви к нему со стороны татарского населения. От Фукса впервые прозвучал призыв к русским участвовать в Сабантуе. Так что Карл Фукс сделал много для установления той самой толерантности, которой сегодня гордится Татарстан.

Родное пепелище

История родного дома Фукса на углу нынешних ул. Московской и Г. Камала известна всем казанцам. К 1990-м он был разрушен и превратился в пристанище для бомжей, в помойку. Но ведь в этом доме гостили князья, сенаторы, поэты, здесь был Пушкин! Сейчас дом восстановили, есть мемориальная доска. Но музея Фукса нет. Владельцы строения, по словам краеведов, часто меняются. Единственное, что попало в руки музейщикам КФУ, это аптекарские склянки, обнаруженные при разборке дома Фукса, где у Карла Фёдоровича была и своя аптека.

Это всё, что осталось от «пристанища муз и обиталища ума». А ведь великий математик Николай Лобачевский, показывая особое расположение видным гостям Казани, приглашал их в дом Фукса. Это был центр общественно-культурной жизни города, который Карл Фёдорович с супругой концентрировали в своём салоне. Они прославили Казань.