Ее звали «Хиросима». Казанский ветеран К-19 об аварии на подводной лодке

Кадр из фильма

Позавидовал форме моряков

О трагическом походе знаменитой субмарины рассказал член экипажа из Казани Николай Карпюк. С ветераном легендарной подводной лодки мы встретились в парке возле Дома культуры в Дербышках. В его руках папка с фотографиями и стихами о военно-морской службе.

   
   

«Это список тех 139 человек, с которыми я служил, - показывает фамилии на последней странице одной из книг Николай Карпюк. – Видите, где есть пометка ручкой, значит, нет в живых».

Николай Карпюк - единственный член экипажа из Казани. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

На флот Николай Карпюк пошел добровольно – больно уж форма нравилась. В 1957 году в военкомате юношу хотели определить в летчики, но казанец настоял: только на море. Попал на Северный флот, на дизельную ракетную лодку. «Через несколько месяцев к нам приехал капитан неизвестной подводной лодки для того, чтобы набирать экипаж на первую в СССР АПЛ. Я и пошел служить к нему», - комментирует моряк.

На вопрос, было ли страшно опускаться под воду на судне с атомным реактором, ветеран отвечает просто: «Нет, в то время толком не знали, что такое радиация».

«Хиросима»

Первый советский атомный ракетоносец за многочисленные аварии имел прозвище «Химросима». Череда несчастных случаев началась еще до спуска на воду: в 1959 году при окраске трюмов погибло три человека.

«Но лодка у нас была красавица! - вспоминает Николай Карпюк. - Две палубы, довольно просторно. Я попал на К-19 в ракетный отсек. Наша группа вводила в головки ракет маршрутные указания. Ракеты — три восьмиметровые махины по 1,5 мегатонны - стояли с интервалом в полтора метра прямо посередине отсека».

Летом 1961 года К-19 отправилась патрулировать берега Кубы. В Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. Автономка была рассчитана на месяц и прошла она почти без происшествий.

   
   
Подводная лодка К-19 пережила не одну аварию. Фото: Public Domain

Трагедия произошла, когда лодка уже возвращалась домой. «4 июля, в 4 часа утра, когда капитан-лейтенант Погорелов заступил на свою смену по управлению реактором и стал записывать в журнал, что вахту принял, у них там всё и замигало. Что было дальше — сегодня все знают», - рассказывает очевидец событий.

Ветеран периодически встречается с бывшими сослуживцами, в живых осталось около 30 человек. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной трагедии стали неполадки с системой охлаждения реактора. Неисправность атомного реактора угрожала взрывом лодки, а впоследствии – глобальной экологической катастрофой.

Командир лодки Николай Затеев принял решение смонтировать трубопровод. При ликвидации аварии атомного реактора на глубине 180 метров участвовали 8 человек. Все они через неделю погибли.

«Когда медики проверяли уровень нашего облучения, нас снова и снова отправляли в душ, чтобы вся грязь смылась. В душе, помню, один товарищ прислонился ко мне, не было сил. Сказал, что уже пятый раз моется. Через несколько дней он умер. Доза облучения была превышена многократно. Нам сказали, что в радиусе 20 километров была радиация. Вы представляете, какой она была на «Хиросиме»?»», - вспоминает Карпюк.

«В фильме все приукрасили»

По словам ветерана, люди знают о К-19 по фильму с одноименным названием, снятым режиссером Кэтрин Бигэлоу. Главную роль в нем сыграл Харрисон Форд. Сценарий писали, согласовывая его с членами экипажа. Но огрехи все равно нашлись. 

«В один фильм втиснули все аварийные случаи на нашей лодке в 1960 - 1961 годах. Во-вторых, никакого противостояния старпома и командира не было, и пистолетами никто не угрожал. В-третьих, американские вертолеты над нами не летали, и американских кораблей мы не встречали. Четвертое – не было мысли попросить помощи у американцев. Пятое - паники не было. Hикто за борт не бросался и не психовал. Шестое. Hа Северном полюсе мы не всплывали. И такого, чтобы лед сходу пробивать, не могло быть. Эффектного футбола на льду тоже не было. Все это придумано, чтобы фильм смотрелся эффектно», - говорит Карпюк.

А вот внешний вид лодки выглядит достоверно, да и актеров подбирали, похожих на участников злополучного похода.

«Харрисон Форд похож на нашего командира Затеева. Мы были на российской премьере фильма в Санкт-Петербурге 6 октября 2002 года. На премьеру приехали режиссер Кэтрин Бигелоу и актер Лайам Hисон. Специально для этой встречи я сделал на заводе значки для каждого члена экипажа и несколько памятных знаков на ленточках. Бигелоу расплакалась. Памятный знак я передал и Харрисону Форду, поскольку его на премьере не было», - улыбается моряк.

После трагедии на К-19 Николай Карпюк вернулся в Казань, на родной оптико-механический завод, где работал еще до призыва. На пенсию ушел в 70 лет, а сейчас ему 76. На здоровье он не жалуется, хотя болячки, конечно, есть. 

Николай Карпюк подарил памятную медаль Бигелоу. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Из команды сегодня в живых остались около 30 человек. Живут они в Москве, Санкт-Петербурге, в Поволжье, в Сибири, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике. В Татарстане ветеранов трое: в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах.

Члены экипажа часто ходят на памятные мероприятия. «Я вспоминаю наш поход и ребят каждый день. Встаю в 6 утра и целый день думаю о том, как достучаться до властей и доказать им: то, что совершили ребята – героизм. Моя цель - добиться чтобы 10 человек из нашей команды (8 человек, вошедших в реакторный отсек, старпом и командир) дали звание Героя Советского Союза, - не скрывая дрожь в голосе, говорит Карпюк. - О такой дани уважения капитану и погибшим членам команды мечтают все выжившие участники того похода».

Материал впервые опубликован АиФ-Казань 11 октября 2014 года.

Смотрите также: