В РТ на 10% выросло число семей, поставленных на межведомственный учет как находящихся в социально-опасном положении. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец. За 3 года оформлено около 900 сигнальных карт по фактам семейного неблагополучия. Значительная часть – в силу алкоголизма родителей.
Даже если детей из пьющих семей поместить в благополучные семейные условия, педагоги и опекуны нередко сталкиваются с проблемами в обучении таких школьников. Как их решать, «АиФ Казань» рассказывает доцент кафедры клинической психологии и психологии личности КФУ, создатель сети нейрологопедических центров, дефектолог с 27-летним опытом Гульнара Валиуллина.
ДОСЬЕ
Гульнара Валиуллина. Родилась в Самарской области. Закончила Елабужский пединститут. Кандидат педагогических наук, защитила диссертацию в Москве по коррекционной педагогике.
Чем помогут группы поддержки
Юлия Камкина, «АиФ Казань»: Гульнара Владимировна, известно, что алкоголь имеет серьезное отрицательное влияние на детский мозг. Употребление спиртного во время беременности чревато задержкой психомоторного развития у ребенка, трудностями обучения и адаптации в обществе. Но и в случае, если когнитивные (познавательные) способности на органическом уровне не пострадали, свой вклад вносит специфическая атмосфера, создаваемая пьющими родителями. Каковы особенности таких ребят?
Гульнара Валиуллина: Дети из семей, где неумеренные возлияния - повседневная реальность, сталкиваются с различными проблемами, влияющими на их обучение и общее развитие. Ребята живут в постоянном стрессе, а это мешает им сосредотачиваться на учебных задачах. У них проявляются высокая тревожность, неуверенность, низкая самооценка, дети чувствуют себя «не такими», что сказывается на мотивации в учебе. Им мешает также недостаток родительской поддержки: взрослые, как правило, не в состоянии оказывать полноценную помощь в учебе.
Особенно серьёзно отражается на психике ребёнка климат семьи, где пьет мать. Это приводит к нарушениям, которые требуют специальной коррекции. Среди них неврозы, девиантное (отклоняющееся) поведение, задержки психического развития. Особенно страдает душевное, личностное развитие.
И, конечно, дети алкоголичек показывают более низкие, чем их нормотипичные сверстники, достижения в обучении, а часто и явные отклонения в познавательной и личностной сфере.
– Какова обучаемость детей из семей с алкоголизмом родителей?
– Если упрощенно, обучаемость – способность человека осваивать новые знания, умения и навыки на основе имеющегося опыта и взаимодействия с социумом. Этот процесс включает такие когнитивные процессы, как восприятие, память, мышление и др.
Восприятие – умение ребенка увидеть, получить и интерпретировать информацию. Хорошо развитое восприятие помогает легче усваивать новые знания.
Внимание – способность сфокусироваться на различных задачах, тоже очень важная. Умение удерживать внимание помогает понять материал, усвоить и запомнить его. Память необходима для хранения и воспроизведения информации. И наконец, мышление, которое включает анализ, синтез и оценку информации. Оно позволяет решать различные задачи и применять знания в новых ситуациях.
Если какой-то из этих процессов нарушен, то снижается и обучаемость ребенка. В целом сложные психические функции в неблагоприятных условиях страдают больше всего.
– Бывают случаи, когда неуспевающий ученик начинает увлекаться какой-то темой и позже достигает определенных высот.
– Да, мотивация серьезно влияет на обучаемость. Заинтересованность в предмете и осознание его значимости могут дать хороший прогресс в обучении.
– Если не предпринимать меры помощи ребенку, во что это выливается в подростковом и взрослом возрасте?
–Нередко это такие нарушения, как тревожное расстройство, депрессия, невротическое чувство вины. Они сами по себе могут заметно снижать качество жизни. Наблюдаются также агрессивное и асоциальное поведение, правонарушения, сложности с получением среднего профессионального образования.
Характерна социальная изоляция, так как люди испытывают сложности с общением и адаптацией, с трудом налаживают здоровые социальные связи. Для них свойственны семейные проблемы, им сложно реализовать себя на работе.
- Плюс высокий риск развития алкозависимости.
- Да, поскольку они с помощью спиртного пытаются справиться с тягостными переживаниями, и вероятность воспроизведения деструктивного семейного сценария высока.
Почему не учится читать?
- Обратимся к конкретике. Какие диагнозы могут скрываться за симптомами трудностей в обучении?
- Если ребенок не может научиться читать, ему трудно распознать письменную речь, а в остальном у него все хорошо, то говорят о дислексии. Если сложности с написанием текста - человек не может его структурировать, нарушает грамматические правила - речь идет о дисграфии. Существует и дискалькулия (трудности с математическими действиями) и др.
В каждом случае нужно уточнять диагноз со специалистом. К примеру, если наблюдаются дислексия, дисграфия и дискалькулия, вероятно, за всем этим стоит задержка психического развития, умственная отсталость или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). В последнем случае у ребенка наблюдаются сложности с концентрацией внимания, неусидчивость, импульсивность, и это не может не сказываться на обучаемости.
Бывает, в практике видим случаи, когда ребенок не реагирует на обращения к нему, не развивается речь, а за всем этим стоит тугоухость.
Иногда растущему человеку трудно наладить коммуникацию со сверстниками в детском саду или классе, что, конечно же, влияет на успешность обучения. Не стоит думать, что у ребенка нет потребности в общении. У него просто не получается общаться. А иногда за замкнутостью скрывается расстройство аутистического спектра. То есть все эти симптомы - значимый повод для обращения к специалисту.
- Чем именно помогают детям в обучении специалисты?
- На первых этапах выявляются конкретные трудности в обучении и нарушения поведения, поскольку нужно выяснить, какие именно процессы страдают, с чем это связано. И уже потом усилия направляются на развитие определенных навыков - когнитивных, речевых, двигательных, социальных.
Еще одно направление - развитие саморегуляции и уверенности в себе. С этим работают нейропсихологи. Хорошо, когда они дают рекомендации по работе не только детям и их родителям, но и педагогам. Ведется и работа с семьей. Например, весьма значимы предсказуемость и стабильность в распорядке дня ребенка.
Что касается учебных задач, создается индивидуальная образовательная программа, адаптированный образовательный маршрут или индивидуальный учебный план, которые учитывают особенности ребенка, к примеру, задержку психического развития (ЗПР), отягощенный семейный статус или то, что у ребенка нет возможности готовиться к урокам.
- Чем может поддержать школа?
- Дети очень нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны учителей, психолога и в целом в особом подходе. Атмосфера в школе должна быть поддерживающая, ведь ребенку порой больше не с кем поделиться своими переживаниями. Многим ребятам необходима и работа с психологическими травмами.
Тем, кто занимается воспитанием дома (родители или опекуны), как правило, тоже нужна психологическая и образовательная помощь. Они часто испытывают чувство вины, злость, беспомощность и не знают, что с этим делать.
- Какой случай запомнился?
- Мать двоих детей пила, их забрала к себе бабушка. Ими занималась и тетя. Специалисты нашего центра в основном сфокусировались на мальчике: у него наблюдались значительные пробелы в школьных знаниях, проблемы с поведением, он не хотел учиться.
При обследовании выявились проблемы с концентрацией внимания, эмоциональная нестабильность, низкая самооценка. Нейрокоррекционная программа включала в себя упражнения на развитие внимания и памяти.
А чтобы научить распознавать свои эмоции, управлять ими, применяли методы арт-терапии. В появившихся вскоре результатах, сыграла значимую роль вовлеченность семьи. Такие случаи показывают, насколько слаженная работа семьи и специалистов способна изменить ситуацию и наполняют желанием работать.