Профессия – труд охранять. Кто делает работу нефтепроводчиков безопасной

«Знать «от и до» технологию работы предприятия, стандарты, инструкции безопасного производства, следить за их неукоснительным исполнением – сегодня мало, ‒ говорит Рашит Нарисович. ‒ Сейчас все прекрасно понимают: главное – это управление человеческим фактором».

   
   

На одной волне

Рашит Атнабаев вырос в семье строителей и нефтяников. Его родители приехали в Татарстан, когда в семидесятые годы на берегах Камы начали возводить новый город, они строили Набережные Челны. Несколько братьев отца связали свою жизнь с нефтяной сферой, проектировали, прокладывали магистрали для черного золота. По их совету молодой человек поступил на факультет трубопроводного транспорта Уфимского нефтяного института.

Сразу после студенческой скамьи ему довелось участвовать в масштабной программе газификации республики. Атнабаев работал в компании, обеспечивавшей газификацию населенных пунктов Мамадышского района.

Вскоре молодого специалиста пригласили на работу в ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (позже переименованное в «Транснефть - Прикамье»). Там как раз начали развивать новое направление ‒ службу промышленной безопасности и производственного контроля.

«Наша компания, можно сказать, стояла у истоков развития этой сферы в целом по стране, ‒ вспоминает начальник отдела промышленной безопасности и производственного контроля Юрий Шуткин. – Были разработаны формы, планы проверок, введен новый подход к организации производственного контроля. В 2001 году образовался отдел промышленной безопасности, и в каждом филиале компании появился инженер по этому направлению. Я курировал Альметьевское районное нефтепроводное управление (АРНУ), а Рашит Нарисович был инженером по промышленной безопасности подразделения в Бугульме. Когда его перевели в Альметьевск, мы работали в АРНУ вдвоём, близко познакомились.

Я вёл направление промышленной безопасности, а он занимался охраной труда. Если у кого-то из нас возникала проблема, обсуждали её вместе. Рашит Нарисович – отличный специалист: компетентный, спокойный, рассудительный. Его идеи понимаешь с полуслова».

«Мы познакомились в 2003 году, когда в Альметьевское РНУ приехала целевая проверка, ‒ вспоминает ведущий специалист по охране труда компании Гульсина Сабирова. ‒ Увидев Рашита Нарисовича, я подумала: вот такой человек должен быть нашим начальником! И его действительно назначили руководителем отдела охраны труда нашего РНУ. В Рашите Нарисовиче чувствуется надёжность, уверенность, эта сила, спокойствие передаются другим. Он умеет найти нужный тон, аргументы в разговоре, потому что тонко чувствует настрой каждого собеседника, быстро находит с ним общий язык. За время, что мы работаем вместе, ситуации возникали разные. Но, что бы ни происходило, Рашит Нарисович никогда не разговаривал на повышенных тонах. Что наш начальник недоволен, мы понимаем, по едва заметному изменению интонации. И его спокойная негромкая речь гораздо эффективнее гневных тирад, с которыми обычно ассоциируется образ руководителя».

   
   

Его Величество Команда

За 16 лет работы в сфере охраны труда Атнабаев лично провёл сотни проверок. «Несчастный случай не происходит просто так. У него тоже есть свой алгоритм, ‒ убеждён Рашит Нарисович. ‒ Надо эту цепочку разорвать. Как именно? Прежде всего, вкладывать в работника, тогда его знания помогут найти верное решение в нештатной ситуации».

Базовой учебной площадкой компании является Канашский транспортно-энергетический техникум в Чувашии. Там ежегодно проходит конкурс компании на лучшее подразделение по охране труда. В 2019 году, объявленном Годом охраны труда в компании, звание лучшего подразделения по охране труда завоевала нефтеперекачивающая станция «Набережные Челны». Все её сотрудники в течение года будут получать доплату к зарплате.

Арсенал знаний и умений работников постоянно пополняется. К примеру, в этом году для линейных трубопроводчиков вводят интерактивный инструктаж – с использованием 3D-моделирования.

Прежде чем начать работать, они отшлифуют теоретические знания на практике в разных ситуациях, сидя за компьютером.

Изменилась не только учебная база, но подходы к вопросам охраны труда в целом. Спецодежда и спецобувь для работников разработана на основе их

пожеланий и отзывов. В коллективный договор компании внесено положение о коллективной ответственности за несчастные случаи. «Все ‒ и специалисты, и руководители ‒ работают на одну цель: не допустить травматизм, ‒ говорит Рашит Атнабаев. ‒ По результатам квартала в компании подводятся итоги. Анализируется вся цепочка ответственности: что сделано для предотвращения инцидентов, произошедших даже в других подразделениях. То есть, охрана труда возведена в ранг командной работы. Наши работники статистами быть не могут. Они должны делать чуть больше, чем ждёт от них начальник, а не просто работать для галочки».

«По сравнению с двухтысячными годами улучшились не только условия труда ‒ повысился уровень информированности работников, ‒ отмечает Юрий Шуткин. – Подробные сообщения о малейших происшествиях помогают повысить безопасность производства.

Одно из новшеств ‒ эффективный производственный контроль именно на объектах охраны труда. Его проводим не только мы сами, но и независимые организации. Это позволяет получить взгляд со стороны, составить объективную картину.

А вот стиль работы Рашита Нарисовича со времени нашего знакомства не изменился. Его задача ‒ не отругать или наказать, а объяснить человеку, почему он действует неправильно и как на самом деле нужно построить работу. Мы продолжаем работать в тандеме. Помогаем друг другу советами, консультациями».

Смотрите также: