Великая Отечественная война вынудила не только мужчин взять в руки оружие и защищать Родину от коричневой чумы фашизма. В рядах Советской армии воевали ещё и около 600 тысяч женщин. Связистки, санинструкторы, снайперы, персонал полевых госпиталей, разведчицы, бойцы партизанских отрядов и… летчицы. Среди них – легендарная Магуба Сыртланова, жительница Казани, которая родилась 15 июля 1912 года.
Об одной из самых отважных лётчиц за всю мировую историю военной авиации рассказывает Роман Гузенфельд, учитель русского языка и литературы казанской гимназии №175, известный своими работами о жизни замечательных земляков и истории родного края.
Тройка отважных
Ещё за несколько лет до войны три летчицы: Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко - получили звание Героев. Тогда, в 30-е годы прошлого столетия известие об этом привело к настоящему ажиотажу. Тысячи девушек пошли записываться в курсанты аэроклубов и летных школ. К лету 1941-го в СССР уже было довольно большое количество женщин-пилотов.
Неудивительно, что с первых месяцев войны майор Марина Раскова выступила с предложением создать женский авиационный полк. Добровольцев оказалось так много, что были организованы целых три женских полка: 586, 587, 588 - соответственно истребительный, бомбардировочный и ночной легкобомбардировочный. Если первые два были оснащены боевыми, современными для того времени машинами - истребителями Як, бомбардировщиками ПЕ-2, то третий… третий состоял из учебно-тренировочных самолетов У-2 (По-2) конструктора Н. Поливанова, преобразованного для бомбометания. Это и был авиационный женский полк ночных бомбардировщиков, будущий легендарный 46-й Гвардейский женский полк. В отличие от двух других полков, он полностью состоял из женщин: и мотористы, и техники, и пилоты. Его командиром была Герой Советского Союза подполковник Евдокия Бершанская.
«Удары исподтишка»
ПО-2 изначально был технически очень простой, сугубо мирной воздушной машиной. Работал на местных авиалиниях, использовался в почтовой службе, на сельхозработах. Скорость на максимуме - 120 км в час (в три раза ниже, чем у боевых машин). Но в начале войны самолётов остро не хватало. И в бой бросали даже «небесных тихоходов». Под крыльями приспособили устройство для метания бомб, а использовали По-2 только ночью. Экипаж состоял из двух человек - пилота и штурмана для наведения на цель. Колоссальным плюсом «тихохода» была возможность планировать при работе двигателя на холостом ходу. Это давало возможность практически бесшумно заходить на цель и наносить бомбовый удар. «Ночные ведьмы», как прозвали их немцы, били исподтишка и вызывали дикое раздражение, не давали спать ночами, выматывали противника. Опытные штурманы в полной темноте, с высоты в полсотни метров могли навести По-2 для сброса бомб буквально на огонёк сигареты зазевавшегося часового. В то же время пять-шесть 30-килограммовых бомб, фугасных или зажигательных, наносили серьёзные разрушения.
Однако «небесные тихоходы» абсолютно не были защищены ни броней, ни оборонным вооружением, поначалу на них не ставили даже пулемёты. Кстати и парашюты в первый период войны пилоты У-2 не брали, предпочитая вместо них взять на борт дополнительный бомбовой груз! Какое же надо было иметь мужество, чтобы по ночам летать на малых высотах, бомбить скопления вражеских войск, переправы, эшелоны с техникой, железнодорожные станции, мосты, проводить воздушную разведку и выводить на цель истребители-штурмовики.
Вскоре после прибытия на передовую в 1942 году женского авиаполка ночных бомбардировщиков за каждый сбитый По-2 немецких летчиков ожидала высокая награда - Железный Крест «За заслуги». В такой полк и поступила летчик, младший лейтенант Магуба Сыртланова. Командир полка Евдокия Бершанская скоро смогла по достоинству оценить молодого пилота. Впрочем, к этому времени Магуба была уже опытной летчицей.
Родилась она в Башкирии, в городе Белебее 15 июля 1912 года. Как-то, еще учась в школе, Магуба увидела самолет, совершивший вынужденную посадку. Тогда у девочки-подростка и родилась мечта покорять небесные просторы. Впереди была летная школа, Тбилисский аэроклуб, где девушка из далекой Башкирии привлекла внимание виртуозной техникой пилотирования и знанием самолета до последнего винтика. После каждого полета курсант, а потом и инструктор Сыртланова ласково гладила фюзеляж и крылья винтокрылой машины, как бы благодаря его за взаимную преданность и любовь.
С начала войны Магуба Гусейновна Сыртланова - командир звена отряда санитарной авиации. После неоднократных рапортов об отправке на фронт она зачислена в Гвардейский женский авиационный ночной бомбардировочный полк. За время войны, кстати, в нём 24 лётчицы стали Героями Советского союза. Полк прошел славный боевой путь: бои в небе Кубани, Крымский полуостров, Севастополь, Могилев, Белосток, Варшава, Восточная Пруссия. Летчицы 46 Гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова 3 степени авиаполка произвели 23672 боевых вылета. На пути к цели тихоходный, лишенный броневой защиты легкий самолет (а как его болтало в непогоду!) враги встречали плотным зенитным огнем. Требовалось огромное мастерство, в том числе и старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи, а потом и штурмана полка Магубы Сыртлановой, чтобы не только прорваться через завесу огня и выполнять боевое задание, но и умело наводить наши боевые самолеты на разведанные и нанесенные на карты цели.
13 летчиц и 10 штурманов потерял полк в боях. Ночные полеты и постоянное чувство опасности требовали огромного напряжения сил. Экипаж Сыртлановой вместе с другими самолетами появлялся внезапно на малой высоте и, сбросив боезапас, должен был так же внезапно уйти, растворившись во мгле, пока враг не пришел в себя и не появились немецкие ночные истребители, чья боевая мощь, скорость во много раз превосходили «небесный тихоход». Часто приходилось встречаться в небе и с фашистскими асами.
Сегодня кажется просто невероятным, какой титанический ратный труд выпал на плечи хрупкой девушки Магубы Сыртлановов. Даже для крепкого мужчины это невероятно сложно, а ведь она совершила более 800 боевых вылетов, иногда до 12-14 раз поднимаясь в небо и сбрасывая бомбы за ночь! За беспримерную отвагу она получила два ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и Отечественной войны 1 и 2 степени, медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». А 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Магубе Сыртлановой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Эта мужественная и в то же время скромная и дружелюбная, с открытым красивым лицом, обрамленным вьющимися волосами, молодая летчица была любимицей полка.
Но вот закончилась война, отгремели победные залпы, и боевой штурман вернулась к мирному труду, опять командиром звена сельхозавиации. Магуба переехала в Казань, пошла работать в отдел технического контроля завода «Электроприбор» Министерства авиационной промышленности. Эта моложавая, сохранившая юношескую стройность, живой интерес к жизни и людям, женщина с орденскими планками на скромном жакете была желанным гостем в школах, заводских цехах, воинских частях. Она обычно скупо рассказывала о своих подвигах, больше говорила о боевых подругах, об их мужестве отваге и верности Родине, боевой дружбе.
Боевая летчица жила в скромном доме на тихой улице с названием Искра. Нервное напряжение и тяжелейшие фронтовые условия подорвали её здоровье. Закончила свой жизненный путь эта отважная женщина 1 октября 1971 года, прожив всего 59 лет.
Сегодня на фасаде дома №1 на улице Искра установлена памятная доска. Именем Магубы Гусейновны Сыртлановой названы в Приволжском районе Казани улица и гимназия №52, где существует музей им. М. Сыртлановой, а во дворе гимназии поставлен памятник.
Помнят Магубу Сыртланову и на малой родине, в Белебее, где также именем отважной летчицы названа улица и средняя школа №2.