Выучиться на дипломата и эксперта-международника мечтает каждый. Ехать в Белокаменную для этого совсем необязательно. В Казани есть вуз, который по праву называют «МГИМО на Волге». Это один из институтов Казанского федерального университета.
Особое внимание там уделяют востоковедению – направлению, что появилось в Казанском университете в первые годы работы вуза. В XIX в. на отделении восточной словесности учился Лев Толстой –ему прочили карьеру дипломата в Турции. Какие возможности открываются сегодня перед специалистами области международных отношений, рассказывает директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.
В любой точке мира
- Рамиль Равилович, все стремятся получить профессию, с которой можно без проблем найти работу. Ваш институт, судя по отзывам, даёт такие возможности. В чём особенность подготовки?
В первую очередь я отметил бы языковую подготовку. Современный мир таков, что без знания языков сложно работать даже в масштабах республики. У нас практически на всех направлениях предусмотрено преподавание двух и более языков. Одно только это уже огромное конкурентное преимущество при приёме на работу. Мы готовим специалистов, которые смогут найти свою нишу в любой точке мира.
- В этом году по направлению «Зарубежное регионоведение» появился новый профиль «Евразийские исследования». Чем это вызвано?
- Если говорить о таком аспекте подготовки, как регионоведение, страноведение, то наши студенты, по сути, становятся экспертами по истории, культуре, политике, экономике того региона, где они готовятся приложить свои способности. В институте ведётся углублённое изучение истории Татарстана, татарского народа, истории России, её крупнейших регионов.
Но в первую очередь мы делаем акцент на изучении Востока, под которым имеем в виду прежде всего евразийские страны. За последние годы у института появились возможности для изучения Ближнего Востока, Центральной Азии. У нас действует целый ряд проектов по подготовке историков, тюркологов, востоковедов. Языковая подготовка и разнообразные направления регионоведения – это та же самая модель, которая реализуется в МГИМО.
- Опишите вашего выпускника.
- Помимо русского и татарского он, как правило, свободно владеет несколькими языками. Английским - обязательно. Это результат серьёзной языковой практики во время учёбы, в том числе за рубежом. Ежегодно на стажировку в вузах-партнёрах – в течение семестра, года – уезжают 600 наших студентов. География обширна: Северная Африка, а также Китай, Корея, Япония. В этом году значительная часть студентов-арабистов проходят стажировку в Марокко, в Египте. Недавно мы открыли для себя новый регион - Оман (государство на Аравийском полуострове – Ред.), куда уже отправились на практику несколько студентов. Развиваются контакты с Северной Америкой. Причём есть программа, благодаря которой проходить обучение можно практически безвозмездно – так называемые летние стажировки.
Плюс наш институт участвует в специальной европейской программе, позволяющей получить образование и в КФУ, и в университете Регенсбурга (Германия). Этот опыт двух дипломов - только первая ласточка. В течение 5-10 лет появятся программы студенческого обмена и с другими зарубежными вузами. Они уже проходят оформление и лицензирование. В итоге наши выпускники смогут получать дипломы и КФУ, и европейских вузов.
Более 16% наших студентов, а по некоторым направлениям – и 30% - иностранцы. Это представители 44 стран мира. С каждым годом иностранных студентов становится всё больше.
Работа для универсала
- Дипломатом может стать не каждый. Где помимо этой сферы работают ваши выпускники?
- Такая специальность, как дипломатия, действительно требует особой подготовки. У нас есть отдельная магистерская программа по этому направлению. Наши выпускники работают не только в дипломатических миссиях, но и в торговых представительствах, в организациях, связанных с международным сотрудничеством. Многие трудоустраиваются за рубежом. Так, студенты, изучавшие китайский язык, экономику, культуру Поднебесной, по окончании института стали представителями целого ряда российских, международных компаний в этой стране.
Во время учёбы студенты проходят стажировки в организациях госвласти, управления, сферы культуры, образования. После этого их охотно берут на работу и госорганизации, и бизнес-компании. Это происходит потому, что выпускники обладают базовыми знаниями не только в языковой, но и в экономической сфере. Историки и культурологи прекрасно трудоустраиваются не только в сфере науки и культуры, но и в системе образования.
- Многие казанцы, давно уже не студенты, но ходят в ваш Центр развития компетенций «UNIVERSUM +». Кто может там заниматься?
- Мы открыли этот центр в помощь нашим студентам – чтобы они приобретали дополнительные компетенции. Записавшись на курсы, можно получить дополнительные знания из той же линейки, что есть в основных образовательных программах, но в большем объёме. Например, тот, кто изучает японский, может совершенствоваться в европейских языках. Этот центр открыт и для обычных казанцев.
Возможности постоянно расширяются – сейчас действуют уже более 100 различных программ – для людей любого возраста. Есть курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ для школьников и занятия для людей серебряного возраста – тоже по изучению языков, например. Есть курсы повышения квалификации в разных сферах по самым разным направлениям: развитие управленческих навыков или курс персональной эффективности и навыков работы в команде и другие. То есть реализуется всё, что является сейчас актуальным в образовании. Среди партнёров центра - Технический университет Дрездена, Германская служба академических обменов, Федеральное министерство образования Австрии, Культурный немецкий центр им. Гёте, Германо-Российский форум.
Видеть общую цель
- Говорят, что «образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто». То есть вуз должен развивать человека в ментальном плане. Как меняются ваши выпускники?
- В XIX веке структуре университета были укрупнённые структуры, в одной из них обучались гуманитарии, в другой получали образование многие известные медики этого столетия. Были свои химическая и физическая школы. Когда университет стал федеральным, мы решили вернуться к первоначальной структуре. Мелкие подразделения, которые концентрировались на собственных задачах, постепенно превратились в институты, работающие на общую цель развития университета. Разрабатываются общие проекты, которые объединяют их усилия. Благодаря этому наши студенты ощущают себя одной большой семьёй.
Став бакалавром, наш выпускник имеет право поступить в любую магистратуру, в том числе и в нашем институте. Предположим, востоковед, окончивший бакалавриат, может получить дополнительную компетенцию, поступив в магистратуру по международным отношениям или развивать свои языковые компетенции в магистратуре по лингвистике. Поэтому наши выпускники выходят из вуза с большим багажом. Классическое образования плюс самые современные компетенции – вот «рецепт», позволяющий подготовить специалиста, которые легко решает задачи, что ставит ему разные работодатели.
Особенность нашей подготовки ещё и в том, что подавляющее большинство курсов, особенно новые дисциплины, рассчитаны на серьёзную аналитическую работу. То есть мы готовим не только профессионалов в конкретной сфере, но и людей, способных обобщать, анализировать, оперировать большими массами данных.
Прямая речь
- Каковы результаты приёмной кампании этого года?
«Лингвистика» продолжает бить рекорды по популярности. Конкурс на место на «бюджете» составил 79 человек, на контракте – 7. На направлении «Зарубежное регионоведение» конкурс на место по бюджетной форме обучения составил 66 человек, на контрактной – 6. Желающим изучать «Международные отношения» пришлось выдержать конкурс 27 человек на место на «бюджет» и 3 – на контракт.
Если говорить о качестве приёма, то средний балл заявлений в наш институт в этом году составил 86,12, в прошлом году он был 85,25. Это высокий показатель среди институтов и факультетов КФУ социально-гуманитарного блока. В топ-4 направлений по самым высоким средним баллам по институту вошли «Лингвистика» - 94,18, «Зарубежное регоиноведение» - 89,83, «Международные отношения» - 88,68, «Востоковедение и африканистика» - 87,11. Традиционно много заявлений от стобалльников – 94, плюс 34 заявления подали победители олимпиад.
Справка
В институте 5449 студентов, в том числе 870 иностранных из 44 стран. У института 12 направлений подготовки, здесь изучают 25 языков. Среди них английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, португальский, турецкий, арабский, фарси, китайский, японский, корейский, хинди, индонезийский, вьетнамский, африкаанс, а также латинский, древнегреческий, староосманский и старотатарский. Есть 226 зарубежных вузов-партнёров из 65 стран.
Смотрите также:
- Ректор К(П)ФУ Ильшат Гафуров рассказал, как заштопать дыры науки →
- Не тем курсом. Почему падают самолёты и не взлетают ракеты? →
- Новый приём. Какие направления откроются в казанских вузах? →