Куда катимся? Татарстан предложит ограничения для самокатов по всей России

«То, что сейчас творится (с самокатами) – это неконтролируемая ситуация, так больше продолжаться не может», - считают власти Казани. © / pixabay.com

«Вы видели, как они летают?»

Накал страстей вокруг самокатов, сегвеев, моноколёс в  Казани достиг апогея. Летний сезон едва начался, а любительница опасной игрушки погибла, столкнувшись с автомобилем. Другая самокатчица сбила ребёнка. Какие ограничения для этих устройств предлагают власти и что думают об этом эксперты?

   
   

Как писали «АиФ – Казань», новая транспортная мода захватила город ещё в 2019 г. Летний сезон в самом начале , а казанцы уже успели арендовать самокаты 500 тысяч раз.  «Страшно гулять по тротуарам в сумерках, ведь там вовсю гоняют самокатчики», - говорит жительница улицы Мавлютова Лилия И.

«Я как водитель электросамокатчиков очень боюсь, - признаётся представитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин. - Когда на пешеходный переход выходит пешеход, это одна скорость, у самоката же совершенно другая. Его намного сложнее заметить».

Вечером 21 мая девушка на электросамокате сбила ребёнка на ул. Гарифа Ахунова, возле лицея №35 и спокойно поехала дальше.

 «Даже не предложила вызвать скорую и просто уехала с места ДТП, - возмущалась мама мальчика в соцсетях. - Ревущего от боли малыша я на руках несла до больницы».

Врачи констатировали у ребёнка (ему всего год и 11 меясцев) закрытую  черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и перелом костей голени со смещением. Мама бросила в соцсетях клич о помощи, просила разыскать водителя самоката.

Полицейские «отличившуюся» самокатчицу нашли быстро. Ею оказалась 21-летняя жительница Казани, арендовавшая электрическую игрушку. Факт наезда на ребёнка в беседе с сотрудниками отдела полиции «Горки» она не отрицала. Сказала, что после ЧП обернулась и, увидев, что ребёнок встал с земли, решила, что с ним всё в порядке. Потому и продолжила движение. Есть ли основания возбуждать дело, пока решают следователи.    
   

Новые жертвы есть и среди самих любителей популярного двухколёсного транспорта. В мае в Набережных Челнах после столкновения с минивэном погибла девушка, выехавшая на самокате на пешеходный переход. Эта трагедия – уже не первая в республике. В прошлом году в Атнинском районе самокатчик вылетел на обочину и разбился насмерть.

Все эти ЧП переполнили чашу терпения властей.

«Моя интернет-приёмная, приёмные глав администраций районов, вся система нашего «Народного контроля» завалены обращениями от пешеходов и автомобилистов с просьбами сделать что-то с самокатами, – заявил мэр Казани Ильсур Метшин. – Проблема касается не только Казани, но и всей страны. Этот тот случай, когда жизнь быстро меняется, и мы не всегда за ней успеваем. И есть факты, когда этим видом транспорта пользуются нетрезвые люди. То, что сейчас творится – это неконтролируемая ситуация, так больше продолжаться не может».

«Вы видели, как они летают? Я не возражаю [против прогулок на электросамокатах], но все это должно быть нормально», - возмутился президент Татарстана Рустам Минниханов и поручил в течение недели навести порядок в этой сфере.

Штрафы до 10 тыс. руб.

По словам руководителя пресс-службы президента РТ Лилии Галимовой, новые правила использования электросамокатов, что готовятся утвердить в  Казани, включают три основных пункта: безопасный скоростной режим, площадки, где можно ездить, и места хранения. Планируется также запретить водить электросамокат детям путём автоматического ограничения по весу. Эти нормы потом распространят на все города республики.

«Наверное, есть необходимость на федеральном уровне с этим вопросом определиться, чтобы обезопасить людей», - отметила Лилия Галимова.

Должен ли водитель самоката носить шлем - вопрос не решенный. Фото: pixabay.com

Напомним, арендовать транспорт нетрудно, в специальном приложении это дело нескольких минут. Возвращать транспорт  туда, откуда взял, необязательно – оставить можно в другой точке. «Подъезжаете  к зоне, выделенной в приложении жёлтым, и оставляете транспорт так, чтобы он никому не мешал. Все!» - расписывает простоту пользования казанский городской ресурс.
Неудивительно, что скоростные игрушки часто становятся антигероями новостей: в 2020 году количество ДТП с электросамокатами выросло втрое.

О штрафах за брошенные самокаты казанцев предупредили ещё в апреле. По словам начальника Управления административно-технической инспекции исполкома Казани Наиля Минвалеева, это не что иное, как умышленное создание помех в дорожном движении. А значит, обычных граждан могут наказать штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. руб., должностных лиц – от 25 тыс. руб., юрлиц – от 300 тыс. руб.

Не игнорировать прогресс

Сложность в том, что в Правилах дорожного движения электросамокаты вообще не фигурируют. Поправки в ПДД так и не были внесены («АиФ - Казань» писал об этих планах). Поэтому даже столкновение двух самокатчиков  могут отнести к столкновению пешеходов. При этом скорость у таких «пешеходов» может быть  и 20, и 30 км/ч.

«К сожалению, это тот самый случай, когда технический прогресс опередил нормативное регулирование, — прокомментировал замруководителя исполкома города Ильдар Шакиров. — Закон о средствах индивидуальной мобильности только на стадии разработки и утверждения, и на федеральном уровне правил, регулирующих эту тему, нет».

 «В связи с этим возникает много вопросов, — констатирует начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. - Например, должен ли гражданин, управляющий самокатом, слезть с него и перейти пешеходный переход, спешившись?» Так как самокатчики отнесены к пешеходам, они могут проехать по переходу, но это очень опасно, отмечает глава ГИБДД.

Пока власти разрабатывают правила безопасности, свои идеи предложили прокатчики самокатов. Они пообещали  с помощью настроек снижать скорость устройств на определенных территориях Казани до 10, 15 или 20 км/ч зависимости от зоны. В частности, ограничена скорость на набережной озера Кабан, ул. Баумана, Петербургская, в парках Урицкого и Горького. Чтобы снять раздражение горожан из-за брошенных электрических «игрушек»,  будут активнее их собирать.  Число сотрудников, занятых сбором самокатов, увеличили с 25 до 150 человек, отчитались в мэрии.

 «Чтобы вписать электросамокаты в городскую жизнь, в первую очередь нужны дорожки для них, - считает Рамиль Хайруллин. -  Вот Альметьевск, который называют велосипедной столицей России, к приходу электросамокатов уже подготовился. Там весь центр охвачен сетью качественных велодорожек. Казани нужно брать с этого города пример.

Обычно встает вопрос, за счет чего проложить велодорожки – за счет проезжей части или за счет тротуаров? Но есть вариант, когда не нужно тесниться ни пешеходам, ни автомобилистам. Это велодорожка за счет газона, ведь они часто очень широкие».

Рамиль Хайруллин призывает посмотреть на электросамокаты не только как на опасные игрушки, а как на транспорт, у которого есть большие перспективы. «Те меры, которые власти  хотят спустить нам сейчас - из разряда «ограничить, запретить», - рассуждает эксперт. - Сейчас, когда не хватает велодорожек, по которым могли бы передвигаться электросамокаты, сегвеи, моноколёса, наверное, это оправданно. Но, надеюсь, запретительными мерами дело не ограничится. Ведь за этими средствами передвижения будущее. Многие из нас будут пользоваться ими, и не для развлечения. Можно это будущее проигнорировать, а можно начать к нему готовиться».

 МНЕНИЕ ЮРИСТА

Юрист Владлен Копвиллем:

«Желание ограничить скорость электросамокатов естественно, но реально добиться будет сложно. К примеру, как измерять их скорость?  Даже технически  к этому нет готовности. Пока же электросамокаты вообще вне правового поля – в ПДД они не упоминаются. Поэтому белых пятен много. Где  этот транспорт должен ездить? Нужны ли права на вождение электросамоката, и если да, то со скольких лет? Должны ли быть на водителе шлем и наколенники? Накажут ли за вождение в состоянии опьянения? В  Минтрансе РФ уже не первый год хотят «узаконить» электросамокаты, но поправки в законодательство так и не приняты.

Ограничение права пользования этим средством передвижения лишь в границах определенной зоны, предлагаемое казанскими властями, переведёт электросамокаты из практичного средства передвижения в развлекательное, прогулочное.

 А ведь развитие средств индивидуальной мобильности – возможность частично снять проблему пробок и перегруженности общественного транспорта. В Москве уже сейчас многие  добираются на этом транспорте на работу - сначала спускаются в метро, а затем несколько километров едут на самокатах».