Минтранс РФ разработало поправки к ПДД, которые должны прекратить войну между пешеходами и самокатчиками. Согласно им, водителям новомодного транспорта запретят гонять на большой скорости по тротуарам и управлять гироскутерами, самокатами, моноколёсами в пьяном виде.
Приравняли к мопеду
В России число аварий с электросамокатами в последнее время увеличилось примерно на 20-30 %. В Татарстане, например, ГИБДД уже бьёт тревогу: в этом году количество ДТП с электросамокатами выросло в три раза. С мая по октябрь зарегистрировали 13 происшествий, в которых 13 человек пострадали, один погиб.
Смертельный случай произошёл 6 июля в Атнинском районе. Водитель электросамоката выехал на обочину и упал, разбившись насмерть.
Иногда по вине лихих самокатчиков в больницу попадают пешеходы. Так, 20 августа обладатель тренда сезона сбил человека на пешеходном переходе – пострадавшего госпитализировали с черепно-мозговой травмой.
При этом в ПДД этот вид транспорта не прописан. И, если водитель электросамоката сбил человека, получается, что столкнулись два пешехода. Только один на скорости 3 км/ч, а другой – 25 км/ч.
Между тем ГИБДД нашла способ привлекать к ответственности самокатчиков, гоняющих на сумасшедших скоростях.
«В законе есть пункт, согласно которому, если мощность самоката выше 25 Вт, он приравнивается к мопеду. Самокатчика в случае ДТП могут оштрафовать или лишить водительских прав любой категории, – говорит адвокат Артур Султанов. – Если у человека нет прав на машину, тогда по статье 12.26 КоАП РФ ему грозит административный арест сроком 10-15 суток или административный штраф в 30 000 рублей».
Согласно п. 1.2 ПДД, мощные электросамокаты можно приравнять к мопедам. Так, Вахитовский суд Казани лишил водительских прав Рустема Хайрутдинова, признав его виновным по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (отказ от медосвидетельствования). 30 августа на ул. Татарстан мужчина на электросамокате упал на пятилетнего ребёнка, который гулял по тротуару с мамой.
«Мальчик отделался испугом, его родители не предъявили претензий, – рассказывает адвокат Хайрутдинова Артур Султанов. – В тот день Рустем катался на арендованном электросамокате мощностью 25 Вт, который развивает скорость до 25 км/ч. По закону, водители «слабеньких» самокатов приравниваются к пешеходам. Но инспекторы придрались к заводской эмблеме, в которой указано, что его мощность якобы 35 Вт, а такой транспорт приравнивается к мопедам. Нам не удалось доказать, что арендованный электросамокат не достигает мощности выше 25 Вт, поэтому Рустема Хайрутдинова оштрафовали на 30 тыс. руб. и лишили водительских прав на полтора года. Мы будем обжаловать приговор».
Также не согласен с обвинением владелец электросамоката Дмитрий Котухов, которому в августе выписали протокол за отказ от медосвидетельствования. 10 ноября состоится суд. Ему грозит лишение водительских прав.
«Я ехал на самокате по пр. Ибрагимова, – рассказывает он. – Но ехал – это громко сказано: рядом шёл друг, поэтому я придерживался его скорости и, сидя на самокате, отталкивался ногами от земли. Гаишники остановили и попросили дыхнуть в алкотестер. Я отказался. Забрали электросамокат и не отдавали три дня. В итоге я заплатил за штрафстоянку более пяти тыс. руб., и вернули мне его со сломанным датчиком скорости».
Мощность его электросамоката – 60 Вт, но Дмитрий не согласен, что такой транспорт приравнивается к мопедам, так как в ПДД нет понятия «самокат».
Правила раскритиковали
Чтобы избежать разночтений и обуздать самокатчиков, Минтранс РФ подготовило поправки к ПДД.
«Проект уже прошёл общественное обсуждение, – говорит зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. – Планируется, что правила вступят в силу 1 января 2021 г., но постановление Правительства РФ ещё не подписано. Параллельно депутаты работают над поправками в Кодекс об административных правонарушениях. Предположительно, штраф за нарушение новых правил езды на электросамокатах составит от 500 руб. до 1500 тыс. рублей».
В проекте ПДД прописан новый термин: «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Причём к нему отнесли не только высокоскоростные электросамокаты, но и обычные ролики, скейтборды и самокаты, за исключением велосипедов. Все владельцы СИМов должны подчиняться правилам:
- детям до семи лет разрешается ездить на электросамокатах только в сопровождении взрослых в парках и скверах;
- дети от 7 до 14 лет могут кататься на СИМах только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам;
- владельцы СИМов старше 14 лет могут ездить по: пешеходной зоне (со скоростью не выше 20 км/ч), велосипедной дорожке, обочине (если нет велосипедной дорожки, тротуара);
- запрещается ездить на СИМах в пьяном состоянии.
По правому краю проезжей части водители СИМов могут ездить:
- если нет велосипедной и пешеходной дорожек, тротуара, обочины;
- СИМ оборудовано электродвигателем, тормозами, звонком, световозвращателями и фарой.
В ГИБДД по РТ остались недовольны некоторыми поправками. В частности, специалисты считают, что к мопедам нужно отнести все электросамокаты мощностью более 25 Вт, а не только те, что оборудованы сиденьем, как сказано в правках.
К категории СИМа главный автоинспектор Татарстана Ленар Гадбдурахманов предложил отнести только транспортные средства с двигателем мощностью до 25 Вт, а владельцев обычных роликов, скейтов и самокатов приравнять к пешеходам.