«С днём рождения, Эльвира…»15 история книги памяти «Булгарии», о том, что невозможно смириться с гибелью ребенка

- Люди, столкнувшиеся с трагедией, говорят: «Привыкаешь с этим жить», но наша семья этого не чувствует, - рассказывает 23-летняя Миляуша Нотфуллина, племянница Зухры. – Когда умирает старенькая бабушка, как бы ни было больно, ты понимаешь, что её время пришло, жизненный путь закончился. С гибелью молодых, здоровых людей, а тем более детей, невозможно смириться.

   
   

Родные Зухры и Эльвиры сами позвонили в редакцию, когда узнали о нашей «Книге памяти», чтобы рассказать, какими были мама с дочкой, и о том, что память о них в семье жива. На встречу приехала Миляуша, которая называет тётю Зухру второй мамой, а для Эльвиры была обожаемой старшей сестрой и советчицей.

 

Зухра Сабирова

 

 

- Я продолжаю слышать Эльвирин смех, - говорит девушка. – Из двоюродных братьев и сестёр она у нас была самой младшей, всеобщей любимицей.

…В небольшое путешествие на «Булгарии» Зухра Сабирова поехала вместе с коллегами – поварами одного из казанских санаториев. Погибла вся их смена. Там, на борту теплохода, 9 июля они вместе отпраздновали день рождения Зухры. Теперь две даты: день появления на свет и смерти – 10 июля, стоят в календаре рядом.

   
   

Кроме 11-летней дочки женщина хотела взять в поездку и старшего сына Альфиса, даже купила для него билет. Но у 16-летнего парня оказались другие планы. Зачем плыть два дня с мамиными подругами, если дома в деревне друзья и футбол! После трагедии семья посчитала его решительный отказ чудом. 

Дорогие мелочи

Миляуша смотрит в сторону и вспоминает ушедших родных. Но в голову приходят не семейные истории, а дорогие сердцу мелочи. Тётя на кухне, задушевные разговоры, горы журналов с рецептами и запах пирогов. Будучи профессиональным поваром, Зухра всегда умела удивить родных, учила племянницу готовить, делилась маленькими хитростями. И сейчас, кажется, зазвонит мобильный, и родной голос скажет: «Жду тебя в деревне в выходные». Удалить из телефона их с Эльвирой номера до сих пор не поднимается рука.

- Тётя никогда не жаловалась, даже если приходилось трудно, - говорит Миляуша с восхищением. – Жила для других, а о себе думала в последнюю очередь.

Жизнь Зухры, и впрямь, не назовешь безоблачной. После гибели мужа в аварии она осталась с двумя детьми на руках. Растила сына с дочкой, старалась радовать их подарками, походами в цирк и на детские спектакли. Поддерживала свекровь, продолжавшую жить с ними, держала в порядке деревенский дом. На работу в Казань ездила на электричке, отказывала себе в отпусках. А когда однажды предложили лечь в больницу, только отмахнулась: «Какое лечение? Некогда!»

Эльвиру старшая сестра называет егозой, любопытной и подвижной. Девочка обожала танцы, не сидела на месте и минуты. Закидывала эсэмэсками.

- Я не успевала одно сообщение прочитать, приходило следующее: «Почему не пишешь?», - вспоминает Миляуша с доброй улыбкой. – А как она радовалась, когда узнала о поездке на теплоходе! Для неё это было целое приключение!

Cтранности

На «Булгарию» повара чуть не опоздали. Ехали в речпорт в ливень, отработав 12-часовую смену. Из-за отключения электричества в санатории едва успели приготовить ужин постояльцам.

 

Из зала суда

Потерпевшие

высказались

На процессе по делу «Булгарии» на днях был допрошен последний потерпевший, осталось выслушать несколько свидетелей. Многие люди, вызванные для дачи показаний, не спешили являться, поэтому суд параллельно приступил к изучению материалов дела. 

Некоторые потерпевшие и свидетели приезжали из других городов, а присутствия двух членов экипажа пришлось добиваться в особом порядке. Бывший матрос «Булгарии» Павел Комаров сейчас проходит службу в армии в Подмосковье. Руководство части не хотело отпускать солдата в суд. Другого члена экипажа - помощника моториста Эдуарда Меркулова - доставили на заседание из Нижнекамской колонии, куда он успел попасть после трагедии.

По словам потерпевших, допросы многих свидетелей проходят тяжело, не все хотят отвечать на неудобные вопросы. Нередко из-за расхождений в ответах прокурору приходится зачитывать показания, взятые во время следствия.

После того как будут заслушаны оставшиеся свидетели, начнутся допросы подсудимых и прения сторон.

 

В последний раз родные звонили Зухре за час до трагедии, чтобы узнать, во сколько встречать их с дочкой в порту.

- Сказала, плывут обратно, - вспоминает Миляуша. – Я удивилась, когда она заговорила о поездке. Мол, неудачно получилось, теплоход странный. Раз уж моя терпеливая тётя пожаловалась, значит, было совсем плохо! Но потом она, верная себе, добавила: «Ладно, нам пойдёт, не так часто куда-то ездим».

А дальше трубку передали Эльвире, которая привычно стала тараторить, как она подружилась с другими девочками. С ними же вскоре она ушла играть в музыкальный салон.

…События последующих часов и дней врезались в память Миляуши в деталях. Звонок родственницы, услышавшей о затонувшем теплоходе в новостях, имя Альфиса, ошибочно оказавшееся в списке пропавших без вести. Масштаба трагедии сначала не поняли. По-настоящему стало страшно, когда с «Арабеллы» начали спускаться спасённые пассажиры, и выжившие мужчины плакали навзрыд. 

О горьком ожидании Миляуша говорит очень подробно. Вспоминает, как группами привозили погибших, а родственников приглашали опознавать их по фотографиям.

- Стоишь в очереди, ждёшь, и вдруг впереди раздаётся громкий плач. Остальные люди молча расходятся – ждать дальше. Сначала мы радовались, что привозили не наших. Не верили, что тёти с Эльвирой нет. А когда пришло осознание, молились, чтобы их нашли, и мы могли проститься. Только бабушке говорили, что есть шанс. Но она сама всё поняла после вещего сна. Увидела, как тётя Зухра ушла в воду за какой-то потерянной вещью.

Горе в стихах

Спустя два года Миляуша продолжает ездить в деревню. В гости к Альфису и его бабушке. Взять осиротевшего паренька, простившегося с детством за считанные часы, хотели казанские родственники. Но внук и бабушка решили не расставаться. 

- Очень переживали за него, - говорит девушка. – До сорока дней я жила в деревне, видела, как брат становился серьезным и тихим. Но мы стали ближе друг другу. Альфис учится в техникуме, а мы все вместе стараемся ему помогать, хотим, чтобы был достойным человеком, как и его мама.

В деревенском доме, где раньше жизнь била ключом, стало тихо. Особенно пусто в кухне – царстве Зухры. Но в каждом уголке живут воспоминания.

- Тётя с сестрёнкой постоянно в наших разговорах, - рассказывает Миляуша. – Звучит песня по радио, и кто-то говорит: «Её любила Зухра». Слышу другую мелодию, перед глазами стоит танцующая Эльвира. Только трудно бывает видеть девочек её возраста. Понимаешь, что и у нас могла быть такая же повзрослевшая сестрёнка.

А двоюродный брат погибшей девочки Ильнар сочинил стихотворение на татарском языке – в память о тех, кто не вернулся из страшного круиза. Молодой человек пишет о похороненных надеждах и задаётся вопросом, почему высшие силы допустили гибель детей, едва начавших жить: «Вспоминаются близкие, которые ещё недавно были с нами, - говорится в незамысловатых строках. - Скучаем. На глаза наворачиваются слёзы…»  

Читайте также:

Цветочек Айгуль приходит к маме во снах. Тринадцатая история «Книги памяти «Булгарии»

Нияз Шарапов: «Я до последнего не верил, что с женой и дочкой может случиться беда». Одиннадцатая история «Книги памяти «Булгарии».

Киселевы бежали к причалу, чтобы не вернуться. Восьмая история книги памяти «Булгарии»

Погибший мальчик пообещал маме вернуться. Седьмая история «Книги памяти «Булгарии»

«Надевайте жилеты! Сейчас теплоход перевернется!» Пятая история Книги памяти «Булгарии» о том, как девочка спасла своих родителей

«Я каждую секунду помню о Лесе…» Третья история «Книги памяти «Булгарии»: свадебное путешествие Жени и Лейсан

«Сынок, а где мама?» «Мама утонула». «Книга памяти «Булгарии»: Динар, спасшийся из музыкальной комнаты, и его мама