Сталинградцы: воспоминания героев войны о сражениях

Фото: АИФ

Город детства был разрушен полностью

   
   

Вера Васильевна Кандакова знала Сталинград еще с тех времен, когда он назывался Царицын. В этот город вместе с отцом она приехала из Казани в 1929 году и участвовала в строительстве многих крупных объектов вплоть до 1938 года. До сих пор помнит, каким красивым был Сталинград до той эпохальной битвы.

 

Справка
Сталинградская битва длилась с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. В Казани на сегодняшний день проживают 175 ветеранов, освободивших город.

 

Вновь в город своей юности Вера попала уже в 1942 году. 18-летняя девушка три раза ходила в горком комсомола просить, чтобы послали на фронт добровольцем, и только через некоторое время ее отправили старшим планшетистом во Вторую гвардейскую Сталинградскую краснознаменную авиаистребительную дивизию.

С мужем Владимиром Кандаковым она познакомилась тоже в мае 1942 года. Он служил в танковой части под блокадным Ленинградом, затем его отправили на границу с Японией, а Вера после Сталинграда освобождала Керчь, Одессу, Румынию. Двое влюбленных переписывались пять лет, и только потом поженились. Сейчас у Веры Кондаковой большая семья: двое детей, четыре внука и правнуки.

   
   

О страшных боях за Сталинград, Вера Васильевна вспоминать не любит. Но своей самой дорогой наградой она считает именно медаль за оборону города-героя на Волге. После, в мирное время, женщина не раз приезжала в Волгоград к подруге-однополчанке. «Радует, что город возродили, - говорит она. – Все здания другие, но я до сих пор чувствую атмосферу того Сталинграда. Мы очень любили свою Родину, поэтому и победили».

Недавно ветеран участвовала в торжестве, по случаю 70-летия Сталинградской битвы. Слушала и плакала: двести дней и ночей отстаивали они город, сколько однополчан погибло. «Город был разрушен от Тракторного завода до Еланки. Тяжело даже вспоминать», - признается она.

В - 48 градусов отправился в разведку

«Сталинград нельзя было отдавать в руки врагов. Этот город был «ключом» к оставшейся территории: так мы лишились бы Кавказа и его нефти, по Волге немцы дошли бы и до Казани», - рассуждает Гариф Сафиуллин.

В 1942 году, когда он отправился на войну, ему было всего 16 лет. По профессии он был инженером-механиком, но попросил командование, чтобы его определили в разведку.

Сталинградскую битву он спокойно вспоминать не может и говорит, что она «выжжена у него на сердце». «Никогда не забуду ночь, когда находился в дозоре в 48 градусов мороза, - вспоминает он с волнением. – Немцы от меня в 40-50 метрах, рядом установлен телефон. Лежал мертвый немец, которого я положил на себя, чтобы в случае чего пуля сразу в меня не попала. Я должен был нарисовать на планшете все укрепленные пункты фашистов, огневые точки, сосчитать количество фрицев, находящихся на объекте. Ближе к вечеру по телефону я сообщил своим, чтобы отправили человека, который смог бы меня дотащить до нашего фронта, сам бы не дошел…»

Гариф Сафиуллин вспоминает, как в санчасти разрезали на части его обувь: ноги почернели от обморожения, сапоги не снимались. Хирург принял решение ампутировать конечности, но молодой парень криками не подпускал к себе никого. Никто не верил в выздоровление, но на десятый день Гариф стал на ноги и снова направился на фронт.

Еще одно ранение он получил под Харьковом, когда взорвавшаяся противотанковая мина отбросила его на 40 метров. Он был контужен. Врачи даже решили, что он мертв, но потом отправили бойца в госпиталь в сопровождении двух медсестер. В пути парень настойчиво просил их отпустить его на фронт, и девушки, поняв, что не смогут его удержать, написали на снегу «Первая же машина будет твоя».

Гариф Сафиуллин был ранен три раза, получил обморожение, но каждый раз он возвращался на фронт, чтобы снова биться за Родину. После Сталинграда он освобождал Украину, Молдавию, Румынию (Трансильванию), Карпаты, Австрию, Венгрию, а май 1945 года встретил в Праге.

«Из троих братьев с войны вернулся только я»

Мулла Назипов потерял на войне двух своих братьев: с Великой Отечественной домой к матери вернулся только он. 

Муллу Назиповича призвали в армию задолго до начала войны. 22 июня 1941 года строительный батальон, в котором он служил, бросили на границу с Румынией. Сталинградскую битву он вспоминает как ад, его часть отстаивала каждый метр города со стороны Камышина.

Сам Мулла был шофером, возил раненых. «Ночью немцы освещали прожекторами всю территорию, так что едва кто высунется – тут же снайпер бьет. С самолетов солдатам сбрасывали мешки с сухарями, которых ветром уносило к немцам, за Мамаев курган. В бой шли даже ради этих сухарей. Пить тоже было нечего: из пятерых ушедших за водой на Волгу, в лучшем случае возвращался один.

После Сталинграда попал на Курскую дугу, затем воевал в Беларуси, в Варшаве. Он уверен, что Сталинградская битва была решающим сражением, которое принесло советскому народу победу.

«9 мая исполнится 68 лет Победе. С каждым годом, я встречаю меньше однополчан. Но даже если уходят герои, люди все равно должны помнить о войне, чтобы будущее было мирным и счастливым», - говорит он.

 

 

Смотрите также: