Как обезопасить ребенка от педофила? На вопросы «АиФ-Казань» ответил следователь-криминалист следственного отдела по Кировскому району Казани СУ СК по РТ Руслан Миназов.
«АиФ-Казань»: Где ребенок может стать жертвой педофила?
Руслан Миназов: Ребенок может столкнуться с педофилом где угодно. Наиболее опасными местами можно назвать неосвещенные переулки, дворы, безлюдные тихие места, подъезды, лифты. Но дети страдают от насилия не только на улице, но и в собственной семье. Педофилом может оказаться отчим или родной отец.
Мною расследовались много преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Был случай, когда в Альметьевском районе отец на протяжении нескольких лет насиловал девочку. Ребенок был олигофреном и очень замкнутым. На следствии девочка молчала. Тогда мы с психологом придумали иной способ: попросили девочку отвечать на мои вопросы посредством рисунков. На бумаге ребенок рисовал себя и образ отца с голым торсом и с возбужденным половым органом. Затем, психологом данный рисунок был расшифрован. Стало ясно эмоциональное состояние ребенка и наличие факта совершаемых в отношении ребенка противоправных действий.
Никто из остальных членов семьи не знал о преступлении. Семья была неблагополучная.
«АиФ-Казань»: Если развратные действия в отношении ребенка совершает член семьи, по каким признакам другие родственники могут узнать о случившемся?
Руслан Миназов: Ребенок, который подвергается сексуальному насилию, становится более замкнутым. Он не контактирует лишний раз со своим обидчиком.
Малолетние и несовершеннолетние бояться насильника, который им угрожает либо убийством, либо применением физического насилия, либо тем, что ребенок останется без крыши над головой, питания, либо чего-то еще.
О насилии могут рассказать синяки на шее, спине, животе, ягодицах. Травмы в этих частях тела сложно получить при падении или драке.
Преступник и сам может выдать себя, своим поведением и отношением к жертве.
В одной обеспеченной благополучной семье отчим (известный творческий человек в Татарстане) на протяжении двух лет совершал по отношению к падчерице действия сексуального характера.
В первую очередь внимание на поведение мужчины обратил братишка девочки. Он заметил, что в отсутствии мамы, отчим запирается с его сестрой в комнате, после чего девочка выходит из комнаты и бежит в ванную.
Однажды, когда у бабушки отчим предложил мальчику пойти с ним в баню, он заявил: «Не пойду, ты же педофил». Бабушка отругала ребенка, но приказала своей дочери последить за супругом. Скоро выяснилось, что мужчина совершает развратные действия по отношению к девочке.
Позже, женщина вспоминала, что ни раз замечала странности в поведении мужа. Например, при покупке белья девочке мужчина заставлял мать покупать ребенку дорогое кружевное белье, вместо хлопчатобумажного, дарил подростку дорогие мобильные телефоны и иную технику.
Есть особо сложные случаи, когда и мать знает о насилии в семье, но никаких действий не предпринимает и даже сама принимает участие в совершении преступлении. Женщины покрывают педофилов зачастую потому, что боятся потерять кормильца. Когда ребенок это видит, то у него возникают мысли о том, что это никогда не прекратиться. Если он даже кому-нибудь расскажет об этом, то ему не поверят, так как он ребенок.
Поэтому, в выявлении случаев насилия в семье немаловажна роль образовательных учреждений. Психологи в школах должны проводить с детьми тесты и консультации, направленные на выявление детей, в отношении которых совершалось или совершаются противоправные действия, которые в силу своего малолетнего или несовершеннолетнего возраста не могут оказать сопротивления или сообщить о совершаемом в отношении них преступлении. Тестирование и консультации это тот способ, когда по поведению, ответам и эмоциям ребенка психолог может узнать о том, что несовершеннолетнему прменяют насилие.
«АиФ-Казань»: Как обезопасить ребенка в общественных местах?
Руслан Миназов: Никогда не оставляйте детей без присмотра! Пусть они всегда будет в поле зрения. Провожайте малышей в детские сады и школы. Контролируйте их прогулки, запретите гулять в сомнительных местах, а лучше всего – гуляйте вместе.
Если ребенок все же ходит в школу один, покажите ему только один путь как можно добраться до учебного учреждения. Пусть ребенок идет по освещенным и многолюдным улицам, а не по дворам, коротким путем.
Если все же дорога проходит через темные переулки, то желательно, чтобы ребенок шел не один.
В случае, если несовершеннолетний заметит то, что за ним идет незнакомый мужчина, пусть забежит в первый попавшийся магазин, аптеку, учреждение и сообщит об этом взрослым.
Встречайте ребенка у подъезда, поскольку большинство педофилов ловят детей почти у порога.
Заходя в подъезд, пусть ребенок обратит внимание: нет ли на лестничной площадке посторонних. Если за малышом кто-то заходит, желательно пропустить этого человека вперед, немного подождать и только потом подниматься.
На лестничных площадках часто пьет и курит молодежь. Попросите ребенка звонить вам, если он слышит галдеж в подъезде. Он может дождаться пока вы его встретите, либо подождать кого-то из соседей, чтобы вместе с ним подняться до квартиры.
Скажите сыну или дочери, чтобы они не входили в лифт с посторонним мужчиной. Если злоумышленник схватил ребенка, нужно постараться привлечь к себе внимание, закричать.
Запретите ребенку общаться с незнакомыми людьми без необходимости. И тем более нельзя ходить с незнакомцами, не садиться в их машины.
Не покупайте детям дорогие украшения, телефоны, вызывающую одежду. Все это может спровоцировать преступника на совершение преступления.
«АиФ-Казань»: Какие люди обычно совершают преступления сексуального характера в отношении детей?
Руслан Миназов: Группа риска – пьяницы, наркоманы, проститутки, судимые. Творческие люди склонны к таким действиям, так как имеют богатую фантазию.
Педофилом может оказаться сосед или даже родственник, знакомый, ранее не причинявший никому вреда. Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
Более половины педофилов ранее судимы, в том числе и по иным статьям Уголовного кодекса РФ. Нужно оградить детей от общения с такими людьми.
Я расследовал немало преступлений связанных с педофилией. Интересно, что во всех уголовных делах преступники очень похожи внешне: у них узкие губы, узковатый разрез глаз, прямой нос.
Многие из них в детстве испытали какую-то сильную травму (физическую или психическую), которая затем повлияла на совершение преступления.