Главное - уметь промолчать. В чем секрет политического долголетия Шаймиева?

Лишь уйдя с поста президента, Минтимер Шаймиев смог завести собаку. © / Пресс-служба президента РТ

Человек, который отмечает 20 января свой 80-летний юбилей, не нуждается в представлении. Минтимера Шаймиева знают далеко за пределами Татарстана.

   
   

Уже семь лет Шаймиев не является президентом республики. Но интерес к нему не ослабевает. Как паренёк из обычной татарской деревни стал одним из строителей современной России, «очень умным, очень обаятельным, но ещё и очень хитрым», по определению телеведущего Сергея Брилёва, политиком с железной волей, умеющим добиваться любых целей?

В день рождения Шаймиева малоизвестные факты о нем рассказывает «АиФ-Казань».

Первая мечта

В детстве Минтимер Шаймиев мечтал стать прокурором. «Очень строгим? Нет, справедливым!» - так ответил он на вопрос своей первой учительницы Хадичи апы.

Профессией юриста Минтимер заинтересовался неспроста. Зима 1949 года выдалась в их деревне Аняк очень голодной. Люди были так истощены, что у них не было сил провести весенний сев. Видя это, председатель колхоза, его отец Шарип Шаймиев разрешил использовать для питания колхозников два мешка семенного проса. Риск был серьёзный, ведь в то время даже за 400 граммов использованного не по назначению зерна можно было сесть в тюрьму. Вскоре в прокуратуру поступил донос: мол, председатель семенной материал разбазарил. На Шаймиева-старшего завели дело. Изводили допросами с весны до поздней осени. Опасность миновала только когда выяснилось, что урожай в колхозе Шаймиева гораздо выше, чем у соседей. После этой истории у Минтимера появилась идея непременно стать справедливым прокурором.

Однако стать студентом юрфака юноше не пришлось. По настоянию отца Минтимер поступил учиться на механический факультет Казанского сельхозинститута. Отец хотел, чтобы сын стал инженером МТС. Ведь именно от этого специалиста зависела подготовка тракторов, комбайнов, а значит, и труд сельчан.

Семья Шаймиевых. В центре глава семьи – Шагишариф, справа – жена Нагима, слева – старшая дочь Догалия, во втором ряду слева направо – дочь Марзия, дочь Мадания, сын Минтимер, свекровь Марзии Оммегульсум. На коленях у Шагишарифа – внучка, дочь Доргалии, у Нагимы – внучки, дочери Марзии, 1954 г. Фото: Пресс-служба президента РТ

Самый счастливый день

Таким днём Минтимер Шарипович называет свадебное путешествие – поездку с молодой женой Сакиной на белом пароходе из Казани в Челны. Молодые люди познакомились на танцах в районном клубе. «Стояла незнакомая девушка в белой кофточке, в модном чёрного цвета бархатном сарафане, - вспоминает Шаймиев. - Красавица с длинными блестящими косами. Абсолютно всё до сих пор чётко помню: во что одета, в какой позе стояла. А какой взгляд! Так была закончена моя холостяцкая жизнь, остановлена одним взглядом».

   
   
Минтимер Шаймиев с женой Сакиной. Фото: Пресс-служба президента РТ

Имя Сакина означает «спокойствие души, мир, безопасность». В 2016 году Шаймиевы отпраздновали изумрудную свадьбу – 55-летие семейной жизни. «Татарской женщине полагается быть скромной, - говорит Сакина ханум. – Я своё предназначение вижу в создании надёжного и комфортного тыла для мужа. Мне тепло и уютно в тени Минтимера. Играть «первую леди» было бы невероятно сложно. Я даже не стала примерять на себя эту роль. Счастлива, что осталась сама собой».

Первая награда

«Хэрэкэттэ – бэрэкэт» (в переводе с татарского - «в движении – благополучие») - любимая пословица Шаймиева. Руководить он начал в 25 лет, возглавив районные объединения «Сельхозтехники».

В 32 года его назначили министром мелиорации республики – самым молодым в истории Татарии.

В 29 лет управляющий «Сельхозтехники» Шаймиев получил орден Ленина – одну из главных наград в СССР. Приехав домой и не застав жену, Минтимер написал внутри коробки ордена на белом шёлке: «Дорогая Сонуля, эта награда Родины нам обоим в равной степени принадлежит».

«Орденом Ленина буду дорожить всегда, - говорит Шаймиев. - Эту награду мне дали за честную работу. Насчёт того, что Ленин в прошлом веке весь мир перевернул – однозначного суждения по этому поводу не имею. Возможно, и нужно было что-то менять. Нашёлся человек, который сказал: «Я знаю, как надо!» - не каждый на такое отважится. Ленин говорил, что миллионы собственников нужны стране. То, к чему сейчас и пришли – по сути….

Я и сейчас не считаю марксизм-ленинизм порочным учением. Как можно не оценить «Капитал» Маркса и есть ли вообще что-то лучшее? Взять хотя бы теорию прибавочной стоимости. И сама по себе коммунистическая идея благородная. Но вот осуществима ли она на практике… Хотя есть такие развитые страны, например, Швейцария, где уже подумывают в какой-то мере осуществить принцип коммунизма «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Реально ли это сегодня? Но идея живёт».

Звонок в прошлое

Однажды Шаймиева спросили: «Если бы у вас была возможность позвонить в прошлое, кому и для чего вы бы позвонили?» Он ответил: «Хрушёву. Спросил бы: верил ли он в успех начатых им реформ без радикального слома системы? Его судьба – это судьба реформатора. Что касается «царицы полей», то вряд ли кто из татарстанцев сегодня сомневается в целесообразности выращивания кукурузы на наших полях. Что бы ни говорили о Хрущёве, именно в период его руководства страна стала оттаивать после лютых морозов тоталитаризма, в людях проснулось чувство свободы. Мне кажется, останься он во власти, перестройка в стране могла бы наступить постепенно и лет на 20 раньше».

Главное качество                                      

 «Добротно делать свое дело, - так отвечает сам Шаймиев на вопрос о секретах своего политического долголетия. - Самое главное – это, пожалуй, уметь промолчать. Не пойти на поводу у разгорячённой толпы, не высказывать именно того, что от тебя жаждут услышать, когда ты и сам не прочь об этом поведать, но при этом осознаёшь, что последствия грозят обернуться большой бедой».

Минтимер Шаймиев в День принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. 30 августа 1990 г. Фото: Пресс-служба президента РТ

«Толпы людей заполняли площади, часами митинговали, - так описывает Минтимер Шарипович события 1990 года в республике. – Это стало жёстким испытанием для всего руководства. Считаю очень важным, что у меня хватило выдержки нигде и ни разу в этот период не произнести публично слово «независимость». Я так и не высказал вслух того, чего жаждала от меня бушующая и с каждым днём всё более агрессивно настроенная толпа. Можно себе представить, что бы произошло, если бы я, поддавшись эмоциям, обронил это «заветное» слово?

Ведь в массовом сознании это означало одно: независимость Татарстана от России, от СССР… поэтому я до сих пор считаю ту свою сдержанность оправданной. Иначе можно было вовлечь республику в бесперспективную «боевую бучу».

Даже в юности Шаймиев осознанно или невольно старался всегда избегать таких игр или соревнований, где не был уверен в своей победе.

«На Сабантуе мне очень нравилась игра, где огромными шестами разбивают горшки, - вспоминает Минтимер Шарипович. - Но при этом глаза участников завязаны чёрной повязкой. Однако я ни разу не осмелился на это. Проиграть боялся!».

Главный урок

«Советский Союз можно и нужно было сохранить, - убеждён первый президент Татарстана. - Без прибалтийских стран, путём подписания Союзного договора. У Горбачёва были все возможности не допустить развала СССР, создать Союз Суверенных Государств с разумным разграничением полномочий, как это предлагалось.

В распаде СССР сыграли свою роль не собственно этнические, национальные проблемы, а несовершенство государственного устройства страны, бесправие государств в лице союзных и автономных республик.

Это хороший урок всем нам и тем, кто за нами идёт – будущее. Мы должны создать такие институты демократического общества, которые бы не позволили кому-либо по собственному желанию изменить государственный строй».

Лучшая речь

После принятия Декларации о государственном суверенитете 27 августа 1990 года Верховным Советом ТАССР Минтимер Шаймиев сказал несколько заключительных слов. «Это был чистый экспромт! Со временем, размышляя над этим, всё больше убеждаюсь, что это было моё лучшее выступление: «… сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому ещё не доводилось испытывать в истории нашей республики.

Если это факт зрелости, то мы должны с ходу и стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой мы заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное – сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками складывалась на нашей земле».

Главная клятва

12 июня 1991 года Минтимера Шаймиева избрали президентом Татарстана. «Перед выборами я много ездил по республике, - вспоминает он. - Настроение у русского населения было разным. Я чувствовал, видел в их глазах тревогу. Некоторые опасались возможных притеснений. Таким я прямо говорил: воспримите мои слова как клятву. Ни один народ, проживающий в Татарстане, не будет обижен или ущемлён. Ни один! У нас нет вражды между русскими и татарами. Как президент я всегда буду пресекать любые попытки спекулировать на национальных чувствах. Многие тогда мне поверили, и я их не обманул».

Минтимер Шаймиев на открытии Всероссийского исторического фестиваля «Великий Болгар», 2015 г. Фото: Пресс-служба президента РТ

Самое волнительное выступление

В 1994 году Шаймиев выступил в Гарвардском университете с лекцией о федерализме в России. Это выступление транслировали по специальному общенациональному каналу.

«Волновался, конечно, - вспоминает Минтимер Шарипович. – Не столько во время выступления, сколько перед ним. В кармане пиджака лежали давно готовые странички обсуждённого с помощниками, хорошо выверенного текста. Казалось бы, прочти его, и дело с концом. Но я же знал: когда выступаешь по бумажке, всё воспринимается совсем иначе – с гораздо меньшим вниманием, а в конечном счёте и с недостаточным доверием. Поэтому прикинул так: а кто, собственно, лучше меня знает положение дел в республике? Без бумажки получается искренне. Импровизацию оценили».

Закончив своё выступление, президент Татарстана услышал… аплодисменты. Ни он сам, ни организаторы выступления этого не ожидали. Потом Шаймиеву объяснили, что это был исключительный случай – тут по отношению к ораторам обычно скупы на эмоции, особенно одобрительного характера.

Самая дорогая книга

«Она сделана в одном-единственном экземпляре, очень большая, толстая, в ней нет ничего, кроме списка, - рассказывает Шаймиев. - Тысячи страниц, на которых мелким шрифтом напечатаны фамилии тех, кто получил квартиру по Программе ликвидации ветхого жилья. Эта программа не имеет аналогов в нашей стране (по масштабам. - Прим.авт.). Было возведено 1763 новых дома, построено и бесплатно передано для переселения граждан из ветхого жилья 48 576 квартир. Мы вытащили людей со дна жизни».

Дух Свияжска

После ухода с поста президента Минтимер Шаймиев взялся за возрождение двух религиозных центров Татарстана - Болгара - древнего города, где предки татар приняли ислам, и острова-града Свияжск, знаменитого своими монастырями XIV века. В советские годы здесь долгое время размещалась исправительно-трудовая колония, где погибли тысячи заключенных.

«Критики говорят, что после возрождения Свияжска там исчез исторический дух, - делится наблюдениями Шаймиев, глава фонда, восстанавливающего Болгар и Свияжск. - А какой там был дух? Я бывал там намного раньше, вокруг было ощущение уже нашей революционной эпохи, которая забила всё древнее, православное. Там дух ГУЛАГа, дух советского запустения христианских святынь. Но, я видел, сохранена и эта память в очень хорошем музее «Остров-град Свияжск». Конечно, если бы град Свияжск, как Флоренция, всё время стоял и жил в первозданном виде, то там ничего трогать нельзя. Восстановительные работы, наоборот, возродили истинный дух града. А для этого нужно было найти применение каждому зданию, там так и сделано. При этом опять-таки соблюдены все правила, ничего не нарушено. Да, есть другой вариант – ничего не делать, как это было сделано в течение 70 лет советского времени».

Свияжск до 2010 года и после.
Фото: Татарстанская митрополия; АиФ / Дарья Ходик

Забавный ученик

Сакина ханум была рада от души, когда муж оставил высокую должность президента. «Домашняя оппозиция празднует!» - пошутил тогда Шаймиев. О грядущих переменах Сакина ханум догадалась, когда муж завёл щенка. Он мечтал об этом всю жизнь. Но считал непозволительным заводить животное, если не можешь уделить ему внимание. Питомца зовут Махмай.

«У Тукая есть стихотворение «Забавный ученик» - разговор пса и мальчика, обучающего его стоять на задних лапках, - объясняет Минтимер Шарипович. - Мальчик ему говорит: «Глупец-махмай! Нужно к делу приучаться с малых лет». Я тоже обучил Махмая кое-чему, самые основные команды он знает. Когда Махмай видит, что за мной в рабочие дни машина приезжает, он спокоен. Если отлучаюсь в субботу, он немного обижается, в вольере сядет на самое высокое место и ждёт часами. Как такого не любить? Мы с ним чем-то похожи: оба довольно независимые по характеру, каждый знает себе цену».

Самые известные цитаты

  • «Руководителю – ни большому, ни маленькому – никогда нельзя придавать значения мелким обидам. Иначе он много зла сделать может».
  •  «В политике всегда должна оставаться возможность манёвра».
  •  «Маневрируй, но сохраняй верный курс корабля».
  • «Это же наши люди, с Луны к нам никого не забрасывали». 
  • «Хотите не ошибиться – спросите народ».
  •  «Не надо жаловаться и не стоит обещать людям лишнего».
  • «Власть – прочный и порочный круг».
  • «Если думать о себе и за себя бояться – тогда просто не ходи в большую политику».
  • «Успех – это дойти до человека».
  • «Есть татарская пословица «Сказавший правду не угодил родному брату». Думаю, хороший брат и поймёт, и оценит, от каких тревог его предостерегли ближние».
  •  «Без булдырабыз!» («Мы можем!»)
  • «Юбилей мой, но годы не мои».
  • «Человек так устроен, что всегда недоволен властью». 

Использованы материалы и фото книги «Минтимер Шаймиев. Жизнь замечательных людей. Биография продолжается».