Историю страны можно проследить по тому, как менялось отношение к... ёлке. Традицию устанавливать ёлку на Новый год ввел еще Петр I. О том, почему в советское время ее запретили и как в зависимости от политической ситуации менялись ёлочные украшения, рассказывает профессор кафедры отечественной истории Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Алла Сальникова - автор книги «История елочной игрушки».
Рабочие на праздник не тратились
После смерти Петра I об этой традиции на некоторое время забыли. Курьезно, что она соблюдалась лишь кабатчиками, которые продолжали украшать елками входы в питейные заведения. Причем ставились хвойные деревья обычно не у двери в кабак, а над ней. Появилось даже выражение: «Пойти под елку», то есть отправиться выпить.
Традицию восстановил другой монарх, Николай I. Он позиционировал себя как добрый семьянин, как отец всей России, и частный праздник он стал пропагандировать и в стране. Так что, появившись сначала в царской семье и домах аристократии, праздник «елка» пошел в народ.
К новому 1917 году в Казани традиция проводить ее на Рождество уже была очень устойчивой, ведь наш город во второй половине XIX века входил в пятерку крупнейших культурных центров России и быстро подхватывал новые веяния. Кроме того, здесь была сильна немецкая диаспора, а именно Германия являлась крупнейшим мировым производителем ёлочных украшений. Во второй половине XIX века они получили в Казани широкое распространение.
Изначально у этих украшений был религиозный подтекст. Звезда на вершине символизировала Вифлеемскую звезду, шары - райские яблоки, крест у подножия напоминал о кресте, на котором распяли Иисуса. Но в России религиозный смысл украшения елки очень быстро был утрачен. Елка стала светским детским праздником, причем очень любимым. Рождественские обычаи - это один из примеров переплетения разных культур: хоровод вокруг елки, отсылающий к русским традициям, Дед Мороз - русский Санта Клаус, и Снегурочка, любимая героиня русских сказок.
Поскольку в городе была очень развита благотворительность, малышня из рабочей среды тоже попадала на праздник: богатые дамы ходили по бедным районам и раздавали приглашения. Дома же у рабочих елку ставили редко. На детей вообще много денег не тратили: в годовом бюджете рабочего расходы на них составляли в то время не более 0,5% год.
В деревнях же елку устанавливали в церковно-приходских школах. Многие помещики приглашали на праздник в дворянскую усадьбу и детвору из крестьян. Но в целом на селе больше любили святочные гуляния.
Первая мировая война наложила отпечаток на атмосферу рождественского праздника. Дети писали в своих сочинениях о том, что это была грустная елка, потому что папа был на фронте. В некоторых школах предлагали даже отменить торжество и вместо него отмечать день Георгия Победоносца. Ребята сами отказывались от подарков: лучше, мол, отдадим их раненым. Но все-таки елки старались проводить, и проводить ярко, чтобы порадовать детвору.
Фигурные пряники и перстни
В 1917 году старались не использовать немецкие игрушки (шла Первая Мировая), а отдавать предпочтение каким-то элементам русской культуры. Это было отражение патриотических веяний начала 20 века – еще свежо было празднование 300-летия дома Романовых. Что касается стиля, в 1910-х годах были попытки ввести монохромный декор, напоминающий современный – например, украшение только серебряными шарами. В качестве возможной предлагалась и так называемая «естественная» елка, когда рождественское дерево должно было быть украшено тем, что ему присуще в природе – шишками и снегом (ватой).
Но ни одна из этих стилистик не прижилась: рождественское дерево в представлении людей должно было быть яркое, разноцветное и «шикарное». Для блеска барышни даже жертвовали свои ювелирные украшения - бусы, перстни, браслеты, а еще завязывали на елке банты из шелковых платков. В домах попроще дерево украшали резными деревянными изделиями народных мастеров.
Обеспеченные казанцы и гости города покупали игрушки на Воскресенской улице – казанском «Невском проспекте» (ныне улица Кремлевская).
Конкуренцию ей составляла Большая Проломная (Баумана), цены там были чуть демократичнее. Можно было зайти во фруктовый магазин Степанова, который имел свой кондитерский цех, производящий съедобные игрушки для елки, например, фигурные пряники. Эстеты заказывали декор по каталогу в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве.
А кто-то отправлялся и на Николаевский базар, располагавшийся у Николаевского сквера (ныне Ленинский садик). Базар заманивал обывателей 50-процентными скидками. Но покупательная способность населения была низкой, так что многие игрушки оставались ждать следующего года или обратно отправлялись к поставщикам.
Вообще же украшение елки обходилось недешево: в середине 19 века эта сумма составляла от 20 до 200 рублей ассигнациями. Для сравнения, приказчик в Казани получал тогда от 50 до 100 рублей в год, уездный врач 180 – 224 руб. Поэтому мало кто использовал сложные в производстве, ввозимые из-за границы и потому дорогие стеклянные шары. Отдавали предпочтение изделиям, изготовленным своими руками.
Подарки под елку были не приняты, но ребятня могла снять съедобные елочные украшения в конце праздника. Когда толпа детей накидывалась на зеленую красавицу, это нередко приводило к ЧП, так что в советское время традиция ушла. А вот развешивали украшения обычно не ребята, как сейчас, а взрослые – делали «сюрприз».
Опала елки
Что же происходило с зимним праздником после революции? В 1918 году праздник еще напоминал прежние торжества и проходил в Рождество. Но в клубы для элиты собиралось теперь уже множество детей из простых семей. Проводились «утренники» и в рабочих клубах.
Черта советского времени – приглашение на елку и детей-татар рамках интернационального воспитания. В Петрограде в 1922 году в специально организованных мусульманских детдомах воспитанники водили хоровод и пели Интернационал на татарском.
В годы гражданской войны праздники широко не проводились. А в 1922 году дали отмашку "комсомольскому штурму". Была развернута молодежная кампания по пропаганде «коммунистической» елки. Праздник часто носил сатирический характер, например, в одном из красноармейских полков на новогоднее дерево повесили кукол, изображавшие Деникина, Махно, Юденича и Врангеля, проткнутых щепками.
Однако настоящее наступление на елку началось с 1927 года. Она стала считаться пережитком, с которым следовало бороться. Ставить елку запретили, за «буржуазные привычки» можно было пострадать – к примеру, были уволенные за празднование Рождества с работы или исключенные из комсомола. Люди наряжали фикусы и другие комнатные растения, а елку отваживались ставить лишь при плотно закрытых шторах.
Возвращение
Елку вернули народу в новый 1936 год, когда власть осознала, что это хороший способ идеологического воспитания.
Игрушка стала политической и околополитической: развешивались шары с изображением серпа и молота, красноармейцы, барабанщики, полярники, сигнальщики-матросы, колхозницы, дети в национальных костюмах как отражение идеи интернациональной дружбы, пионеры, флаги союзных республик и даже гранаты-винтовки.
В 1937 году были даже выпущены шары с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Это была игра с огнем: а если бы игрушку разбили?.. Украшение быстро пропало из обращения. Традиционная серебристая звезда на макушке превратилась в красную.
Электрическая гирлянда появилась в России перед войной, и первые экземпляры были опаснее, чем свечи: лампочки накалялись так сильно, что хвоя вспыхивала. Среди игрушек из-за их дефицита в то время было очень много рукодельных экземпляров. Сейчас они считаются ценными образцами наследия той эпохи.
Во второй половине 50-х очень популярны были предметы, символизирующие сельскохозяйственное изобилие (кукуруза, овощи-фрукты), а также чайнички, кофейнички, вазочки, настольные лампы как символ уюта, в котором люди так нуждались после войны. Третья популярная тема – освоение космоса: ракеты, спутники, пики в виде ракет, флажки на космическую тему, фигурки космонавтов.
А сегодня, как показывают опросы, даже совсем молодые люди ностальгируют по ярким, харАктерным игрушкам прошлых веков и десятилетий, а также по натуральной хвойной красавице. Ну а дети и раньше, и сейчас предпочитали разноцветные «сюжетные» игрушки и сказочных героев. Может, стоит заглянуть в сундучки, где хранятся елочное игрушки нашего детства?
Смотрите также:
- Виртуальные экскурсии по Татарстану. Какие реликвии хранятся в наших музеях →
- «Вкусная» елка и грибы на открытках: Новый год в Казани 100 и 50 лет назад →
- Война и суп-жюлье. Как казанцы встречали Новый год 100 лет назад? →