«Нервная» экономика. Эксперт - о росте цен, налогов и прогнозах на 2019 год

В 2019 году увеличится основная ставка налога на добавленную стоимость. © / Александр Дьяков / АиФ

Почему растут налоги и тарифы и что нас ждёт в наступившем году, в интервью «АиФ-Казань» рассуждает профессор Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.

   
   

Неустойчивая ситуация

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Игорь Анатольевич, какое определение дадите ситуации в сегодняшней экономике: кризис, стагнация, экономическая война?

Игорь Кох. Фото: КФУ

Игорь Кох: И в мире, и в России ситуация достаточно неустойчивая – в силу глобальных экономических и политических рисков. Развитие мировой экономики замедляется. Это сказывается и на России. Добавляются ещё и факторы, связанные с санкциями, торговыми войнами. 

Мы находимся в состоянии экономического противостояния, в котором не проигрываем, но пока и не выигрываем. Никто не может сказать, какие кто введёт санкции через неделю или две, какие соглашения будут заключены или разорваны. Ожидание неизвестно чего делает экономику и финансовые рынки «нервными», остро реагирующими на любые события. 

Сейчас Россия в своём развитии вынуждена полагаться исключительно на свои внутренние финансовые ресурсы, которых не так много. Чтобы перейти на внутренние источники финансирования, государство вынуждено в том числе повышать налоги.

В 2018 году выросли акцизы на топливо, что отразилось на ценах на бензин и дизтопливо. Скорее всего, эти акцизы повысят ещё и в 2019 году. В 2019 году также увеличится основная ставка налога на добавленную стоимость.

- Бюджет 2019 года свёрстан исходя из цены нефти 63,4 доллара за баррель, а доллара - 63,2 рубля. Но сейчас цена на нефть ниже, а доллар дорожает.

Досье
Игорь Кох родился в 1974 году в г. Лодейное Поле Ленинградской обл. Окончил КФЭИ по специальности «Финансы и кредит». Доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов КФУ.
   
   

- По всем экспертным оценкам, в том числе Всемирного банка, крупных зарубежных аналитических компаний, в 2019 году средняя цена на нефть ожидается значительно выше 60 долларов. Так что провал, о котором вы говорите, скорее всего, локальная ситуация. Думаю, цены в течение 2019 года будут оставаться выше 60 долларов за баррель. Такая цена на нефть не грозит России никаким серьёзным кризисом.

Рубль снижался именно в связи со снижением цен на нефть. Это локальная реакция на изменение нефтяных котировок. В течение 2016-2017 годов мы видели колебания курса рубля по отношению к основным иностранным валютам в пределах 20-30%. В 2018 году аномальных изменений цены иностранной валюты по отношению к рублю тоже не происходило. Это обычный коридор колебаний, существующий несколько лет.

Плата за успех

- В 1947 году в стране отменили карточки, напоминают наши читатели. Снижались цены. А сейчас они только растут.

- Надо вспомнить и то, в связи с чем тогда исчезли карточки и были единовременно снижены цены. Перед этим провели денежную реформу. Все зарплаты остались неизменными. Но имевшиеся на руках у населения наличные деньги обменяли на новые с понижающим коэффициентом (10 к одному). Были уменьшены крупные банковские вклады и средства в облигациях госзаймов (с коэффициентами до пяти к одному). То есть у людей жёстким образом изъяли значительную часть сбережений. 

После войны денег на руках было много, а товаров в стране мало, и чтобы отменить распределительную систему, пришлось большую часть сбережений просто обнулить. После этого находившаяся на руках денежная масса (она уменьшилась в результате реформы примерно в три раза) стала соответствовать объёму товаров, которые были готовы выставить на полки магазинов. Не думаю, что те, кто вспоминает сейчас об отмене карточек, хотят этого варианта.

- И всё же в 1948 году объём производства в СССР превзошёл довоенный уровень.

- Говоря об экономических успехах СССР 30-50-х годов, надо вспоминать и то, какой ценой это делалось. Просто так в экономике ничего не происходит. Всё требует каких-то ресурсов. Промышленное производство тогда росло не потому, что это был естественный рост, а потому что шла политика ускоренной индустриализации - за счёт крестьянства. Сельхозпродукцию у колхозников изымали подчистую. Сельчане (в то время около 50% населения) были лишены части прав – не могли пере­ехать из деревни в город, у них не было паспортов, пенсий. Да и городское население не имело того уровня соцгарантий и экономических прав, к которому мы привыкли сегодня. 

- Но повышаются тарифы, налоги - значит, проблемы опять решают за счёт населения?

- Налоги - основной источник доходов любого государства. Кроме их повышения есть другие источники - борьба с теневой экономикой, например. Поэтому в 2019 году начат пилотный проект по налогообложению самозанятых, в котором участвует и Татарстан. Но неизвестно, даст ли эта сложная работа быстрый результат. Вести её намного труднее, чем повысить налоги.

Тарифы повышаются ежегодно в соответствии с темпами инфляции. Нынешнее повышение будет не большим, чем обычно. Нулевой инфляции не будет никогда, да она и не выгодна экономике. Даже при умеренной инфляции всегда будут индексироваться тарифы, расти цены.

Другое дело, что рост доходов в последние годы был ниже роста тарифов. Покупательская способность – реальные располагаемые доходы (после вычета обязательных платежей) снизилась. В этом и проявляется кризис. По статистике, в 2018 году тарифы и зарплаты росли примерно одинаковыми темпами. Будем надеяться, что в 2019 году зарплаты будут обгонять рост цен.

- Центробанк по итогам 2018 года ожидает почти двукратный рост прибыли банковского сектора – до 1,2-1,3 млрд рублей. То есть время крахов банков позади?

- Это не такие большие цифры, если учесть масштабы банковской системы. Однако прибыль банков говорит о том, что они надёжны. Значит, мы не находимся на пороге банковского кризиса. То, что ЦБ время от времени отзывает лицензии у банков, в основном мелких, работает на оздоровление. Крупные кредитные организации, обслуживающие основную массу операций в экономике, достаточно стабильны.

Кому волны не страшны

- Какие ещё есть поводы для оптимизма?

- 2018 год был не только годом проблем в экономике, но и годом крупных проектов. Введена в строй первая очередь Крымского моста, вышел на полную мощность завод по сжижению газа на Ямале, почти закончено строительство «Турецкого потока», начат «Северный поток 2». В Татарстане в ОЭЗ «Алабуга»  запустили восемь новых заводов. Эта ОЭЗ привлекла 13,9 млрд рублей инвестиций. Всё это говорит о том, что экономика живая, деньги идут в долгосрочные инфраструктурные проекты. 20 лет назад речь шла о том, чтобы просто выжить. Сейчас промпроизводство (на мой взгляд, основной показатель конкурентоспособности экономики) растёт гораздо быстрее, чем ВВП – на 5-6% в год. Растут базовые сектора – промышленность, сельское хозяйство. Проблема российской экономики - низкая мобильность населения. Огромные проекты на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале требуют рабочих рук. Но люди туда не едут. Предпочитают оставаться в своих городах, требуя создания рабочих мест там.

- Как быть успешным в непростое время?

- «Кораблю нипочём огромные волны потому, что у него есть цель, а у волн – нет, - писал Черчилль. – Если есть цель, всегда придёте туда, куда нужно». Не надо бояться что-то менять. Мир движется только вперёд. Важно быть адекватным времени - искать себя в перспективной ситуации, учиться новому, идти в новые сферы применения своих сил, не цепляясь за то, чего уже не вернёшь.