Что стоит за убийством Валиуллы хазрата и покушением на муфтия?

   
   

Оба преступления произошли сегодня утром. Бывшего заместителя муфтия Валиуллу хазрата Якубова застрелили в подъезде собственного дома, муфтия Илдуса Файзова взорвали в машине. Взрывы были такой силы, что в соседних домах чуть не вылетели окна. Муфтия вынесло взрывной волной, и это спасло ему жизнь. Как сообщила «АиФ-Казань» замглавврача по лечебной части РКБ Раиса Гуслякова, муфтий жив и будет жить.

«АиФ-Казань» опросил нескольких экспертов по поводу трагедии. Все, знавшие Валиуллу хазрата в шоке. Как такое могло произойти, да еще во время антитеррористических учений и особенно накануне уразы?

Корреспондент «АиФ-Казань» буквально во вторник общался с хазратом по поводу наступления священного для мусульман месяца Рамадан, как следует держать уразу в жару. Валиулла хазрат всегда был открыт для прессы. Что стоит за этим жестоким убийством? Многие эксперты сходятся во мнении – причиной убийства и покушения была последовательная борьба с несвойственными традиционному исламу радикальными учениями. «АиФ-Казань» собрал комментарии людей, близко знавших бывшего заместителя муфтия.

Камиль хазрат Бикчантаев, имам мечети «Султан»: Я потрясён. Человек он был очень искренний, знающий, был на своём месте, и четко проводил линию против терроризма, против сектантов, пользовался огромным авторитетом. Я скорблю, потому что вместе с ним мы стоял у истоков возрождения мусульманской веры в РТ во время перестройки. Это был знающий человек, историк, таких не много, к сожалению, в нашей среде. В последнее время ему было доверено работать с молодежью, а молодежь – это наша перспектива. Убийство накануне уразы никак не оправданно ни с человеческой точки хрения, ни с точки зрения нашей религии. Это страшно, жестко, выражаем соболезнования его близким и будем молиться за него.

Его словом питались…

Имам мечети Марджани Ильфар-хазрат: У нас сейчас как раз проходит совещание по поводу этого страшного события. Будем молиться. Убийство перед уразой – страшный грех. Мы в шоке. Тем более, в Казани, в многоконфессиональном городе, где всё всегда было спокойно. Валиулла хазрат был очень авторитетный в нашей среде человек с ученой степенью. Он старался для нашей веры на Пути Всевышнего. В 90-х гг. он вернул РТ историческое здание медресе «Мухаммадия» и был его ректором, основал издательство «Иман», выпускал брошюры, книги, газеты, его словом питались. Хвала Всевышнему, что муфтий не пострадал.

   
   

Ахмад Халиков, экс-пресс-секретарь ДУМ РТ, гланый редактор ИА «Инфо-ислам»:

- Я очень долго знал Валиуллу хазрата, когда я пришел работать в ДУМ, он меня многому научил, мне нравился его профессионализм, он всегда был открыт для прессы. Валиулла хазрат всегда был последователен в своих взглядах, высказывал неоднозначную точку зрения на любые события, которые происходили. Он был очень умным человеком, аналитиком, служил Исламу с честью, полностью себя посвятил служению делу. Благодаря ему, было напечатано много книг по традиционному исламу, у него была своя типографии «Иман». Сегодняшная новость меня шокировала. Только вчера мы с ним виделись, разговаривали, а сегодня его не стало. Хотелось бы принести соболезнования родным и близким.

Его труды по исламу ценятся во всем мире

Председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок Александр Салагаев:

Валиуллу Якупова я знаю с тех времен, когда он был аспирантом кафедры истории КХТИ (сейчас КНИТУ). Он всегда интересовался историей, был членом комитета ВЛКСМ вуза, то есть активно интересовался общественной жизнью – в тех формах, которые тогда существовали. Затем Валиулла Якупов стал признанным учёным-теологом. Его труды по теории ислама ценятся во всём мире. Валиулла Якупов был ярым противником ваххабизма, активно боролся с радикальными течениями в исламе. Думаю, что произошедшая трагедия связана с этим. У нас, к сожалению, недооценивают возможности ваххабизма, салафизма…

Академик Российской академии политических наук Владимир Беляев: 

То, что случилось, - результат того, что у нас сквозь пальцы смотрели на отправку молодых людей на учебу в Саудовскую Аравию, Катар, Турцию. Оттуда они возвращались с несвойственными татарскому народу взглядами.

 

Протоиерей отец Олег (Соколов): Валиуллу хазрата я знал лучше всех других мусульман, относился с огромным уважением, о казанском исламе я судил по нему. Как духовный лидер он имел на это полное право. В 90-е годы я в епархии был вроде «министра внешних сношений» и со мной общался Валиулла Якупов. Встречались, обсуждали проблему, бросались в глаза интеллект, образованность, высокая культура. Я не считаю себя вправе давать оценки о ваххабитах, не знаю внутренних дел мусульманской общины, но знаю, что проблема ваххабизма огромна и для РТ, и для всего мусульманского мира и нельзя не принимать во внимание этот фактор. Очень скорблю о нем, по православным канонам об иноверцах не молятся, но память о Валиулле хазрате сохранится в моем и не только в моем сердце.

Смотрите также: