Эндокринолог Криницкая. Лучший педиатр России о дружбе с графом и семье

Фото Марии Зверевой / АиФ-Казань

Уже после встречи с лучшим педиатром России я случайно узнаю, что работой её отделения заинтересовались американские врачи. Одного из пациентов после лечения в ДРКБ родители показали специалистам в США. И те начали изу­чать опыт российских коллег, потому что поняли: ребёнок получил грамотное лечение. 

   
   

Её рабочий день начинается в 8.30. Но уже без двадцати восемь утра она в больнице. Приём, консультации продолжаются до позднего вечера. Криницкая уходит домой только после того, как убедится: в  отделении всё тихо, все спят, всё нормально… 

Досье
Наталья Криницкая. Родилась в 1950 г. в Башкирской АССР. Окончила КГМИ. Отличник здравоохранения, Лучший детский эндокринолог (2008), победитель конкурса Союза педиатров РФ «Детский врач 2014» в номина­ции «Специалист-эндокринолог».

«Никаких подвигов не совершила, просто честно работаю с детьми, – открещивается от лавров «самой-самой» Криницкая.- Без коллег, без коллектива отделения и всей ДРКБ я ничего не смогла бы».

«Наташа-граммофон»

Когда Наташа поступила в мединститут, учитель рисования был в шоке: «Я же столько лет готовил тебя в архитектурный!». У девочки были выдающиеся способности к рисованию. 

А ещё она лучше всех в школе читала стихи, была бессменным конферансье. «Наташа-граммофон», как прозвали её ребята, вполне могла стать диктором телевидения – прошла 9 отборочных туров конкурса. «Но я с детства знала, что должна быть только врачом, - вспоминает Наталья Валериановна. – Может быть, потому что отец умер, когда мне было всего три года. Он был участником войны, служил в контрразведке, был награждён двумя орденами Ленина. У него было много ранений, и в последние годы жизни маме приходилось постоянно возить его в Уфу». 

Повлиял на выбор профессии и доктор Чаевский, который был сослан в их село в связи с делом врачей. Этот доктор казался всем самым нужным, красивым человеком. 

   
   

Вскоре в жизни маленькой Наташи появился ещё один интересный человек - родственник Льва Толстого, граф Марчевский. Он был первым архитектором Лениногорска, куда они переехали из Башкирии с мамой.  
«Мы дружили семьями, – рассказывает Криницкая. – После революции Марчевский был сослан в Сибирь, в 1953 г. ему разрешили переселиться в Лениногорск. Я его навещала раз в неделю. Это была дружба старика с ребёнком. Он давал мне книги, иногда строго экзаменовал». 

- Наталья Валериановна, и вас пациенты считают очень строгой. 

- Дело в том, что родители больных детей очень жалеют. А дети должны соблюдать диету. Вот этот ребёнок (открывает один из дневников самоконтроля) постоянно ест то, что не надо: кашу, халву, пьёт сладкий чай. Для него это смерть. Диету он нарушает уже полгода. Я его похвалила за честность – он не скрыл нарушения  в диете. Есть ребята, которые, чтобы нарушать диету, прибавляют себе дозу лекарства, иногда обманывают  врача. Но мне никогда никто не лжёт. Вот и этот мальчик мне поклялся, что нарушать диету больше не будет. 

Благодаря Наталье Криницкой в больнице появилась Школа самоконтроля диабета. Фото: АиФ-Казань/ Фото Марии Зверевой

Школа для пациентов

- У вас 40 лет стажа. Изменилась с тех пор структура болезней эндокринной системы? 

- Изменился профиль больных. Больше стало детей с сахарным диабетом, с ново­образованиями  эндокринной  системы, заболеваниями  щитовидной  железы, ожирением, преждевременным половым развитием. В нашем отделении в 2014 г. побывали 840 детей, больных сахарным диабетом. Из них 120 вновь выявленных. Мы заметили, что заболеваемость выше в районах, где больше развита промышленность. 

Мы стали выявлять больше больных, потому что улучшилась диагностика, появилось прекрасное современное оборудование, высококвалифицированные кадры.

- Вы - организатор первой в России школы самоконтроля сахарного диабета. 

- Наша больница одной из первых в стране создала эту школу. Раньше больные сахарным диабетом лежали в больнице 93 дня. Это был ужас. 

Однажды мы решили рискнуть – отпустить ребёнка хоть на неделю домой. Но прежде  провели  подробный  инструктаж: какая должна быть еда, как делать инъекции. А потом создали программу, организовали специальную комнату и стали заниматься по конкретным темам. На этих занятиях наши детки узнают, что такое сахарный диабет, почему бывает высокий или низкий сахар, какие бывают осложнения, на что имеют право больные дети. Ведь учителя зачастую «не любят» детей с сахарным диабетом. Им надо пораньше уйти, куда-то отлучиться, делать инсулин... 

Чтобы ребята могли всю эту информацию удержать  в  памяти, мы стали  требовать вести дневники самоконтроля. Сейчас пациент проводит у нас на больничной койке примерно 9 дней. 

«У нас одна жизнь»

- Почему много жалоб на врачей, не все болеют душой за пациента?

- В этом повинна платная медицина, когда  некоторые  доктора в погоне за  прибылью забывают  о своем  долге  перед больным. Я думаю,  что таких единицы, но «одна паршивая  овца  портит всё  стадо»…
Кто-то получает медицинское образование ради корочек, а не для служения профессии. 

Я без своей работы не могу. Без неё умру, наверное, в первый же день. Моё дело продолжает дочь, она работает в нашем отделении. Вся  наша семья - врачи ДРКБ. В общей сложности все мы проработали в республиканской больнице больше 140 лет. У нас одна жизнь, другой нам не нужно. 

Смотрите также: