«Школьный вальс» и «Журавлиная»: 5 песен ко Дню учителя

5 октября в российских школах будут поздравлять учителей. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

 «Чему учат в школе»

Безусловно, самой популярной композицией на школьную тему остается «Чему учат в школе». Автор слов – советский поэт-песенник Михаил Пляцковский, музыка – Владимира Шаинского. Занимательно, что идею этой песни Пляцковскому подсказал сам первоклассник. Как следует из воспоминаний поэта, он спускался в лифте с мальчиком, который готовился пойти в первый класс.

   
   

— Ты молодец! — сказал ему Михаил Пляцковский. — Будешь учиться в школе.

— А чему учат в школе? — спросил он.

— Читать!

— А еще?

— Писать!

— А еще?

   
   

— Считать!

— А еще ? А еще ? А еще?..

Так и родилась песня «Чему учат в школе». Кстати, изначально она была написана для аудиосказки скандинавского писателя Топелиуса «Дважды два — четыре».

«Учителей любимые глаза»

Слова песни «Учителей любимые глаза» написал известный поэт Илья Резник, музыку – Ольги Юдахиной. Эта композиция известна каждому школьнику, об истории создания песни ничего не известно. 

«Школьный вальс»

Слова Михаила Матусовского, музыка Исаака Дунаевского.

История написания песни «Школьный вальс» стала известна благодаря статье, опубликованной в газете «Труд», в которой Юлия Меркушева рассказала о переписке с композитором Дунаевским. По словам женщины, в 1950 году она заканчивала 10 класс и попросила Исаака Дунаевского написать песню о ее любимой учительнице. Композитор не проигнорировал письмо девочки и написал в ответе, что не может сочинить подобную песню только для одной школы и одной учительницы, ведь композиция должна быть интересна всем выпускникам. Так и родилась идея для песни.

Вот как об истории создания «Школьного вальса» вспоминает Исаак Дунаевский:

«Я получал много писем от учащихся с просьбой написать такую песню. Но она мне не удавалась. Получалась либо инфантильная песенка полудетского характера, либо обычная массовая лирика... Тогда я вспомнил, что у нас практикуются школьные балы с приглашением тех, кто раньше окончил эту школу и уже давно вошел в жизнь, - и совершенно перевернул всю прежнюю идею песни и задумал такой школьный вечер, вечер трогательных воспоминаний о школе.
Тема учительницы вошла в этот замысел как неотъемлемая часть воспоминаний. Формой песни стал вальс. Вальс господствует, вальс звучит, и его звуки будят воспоминания. Кончился вальс, и с ним кончаются как бы все эти милые, дорогие видения прошлого, которые вливаются в настоящее и устремлены в будущее. Это - грустное чувство, потому что грустью, доброй, хорошей грустью, овеяны всегда у человека воспоминания о невозвратно ушедших годах юности», - приводит воспоминания газета «Труд».

Когда песня стала популярной, Юлия Меркушева вновь написала Исааку Дунаевскому, спросив, не та ли эта песня, которую она просила сочинить к ее выпускному. В ответе композитор сообщил, что мысль о создании школьной песни явилась не после ее первого письма, но именно оно ускорило внутреннее брожение.

«При творческих встречах я всегда рассказываю о «Школьном вальсе» и начинаю так: «Некоторое время тому назад ученицы 10-го класса Воронежской женской средней школы обратились ко мне...» и т.д. Как видите, я никогда не забываю вас и ваших подруг...».

«Журавлиная песня»

Песня из к/ф «Доживем до понедельника» (1968 г.) любима всеми. Слушая ее, ненароком вспоминаешь свои школьные года, добрых учителей и конечно товарищей, с которыми время на уроках пролетало незаметно. Автор слов – Георгий Полонский, композитор – Кирилл Молчанов.

«Учительница первая моя»

Автор слов - Татьяна Гунбина, композитор - Светлана Ранда.

Смотрите также: