Первого октября, в свой день рождения, актриса Чулпан Хаматова получит много поздравлений из Казани - от родных, друзей, поклонников. Обязательно позвонит актёр Качаловского театра Вадим Кешнер, народный артист России, её первый учитель, дружбой с которым Чулпан очень дорожит. В чём секрет актрисы, работать с которой стремятся лучшие режиссёры мира Вадим Кешнер рассказал «АиФ-Казань».
Путь на орбиту
«Наша первая встреча до сих пор перед глазами. Театральное училище на улице Гоголя. Вступительные экзамены. 17-я аудитория. На сцене появляется невысокая девушка-подросток - именно подросток - и начинает читать. Читает несколько строк. И я говорю: «Спасибо». Начинается другое задание, третье - Чулпан читает басню, прозу, стихи. И каждый раз буквально через несколько строчек я говорю: «Спасибо». У неё расширяются глаза. Как она потом сказала: «Я поняла, это провал».
А я с первых же минут увидел, что передо мной уникальный человек, личность. Помню её этюд «Нищенка и собака». Нищенка была Чулпан, а собака воображаемая, и хлеб, завёрнутый в платочек, тоже воображаемый. С какой верой она делала этот этюд! Увидела собаку, прижала хлеб к себе, не желая делиться. А потом оттаивала, подзывала собаку, кормила её.
Она проучилась в нашем училище год. Инициатива ехать в Москву исходила от Юноны Каревой (заслуженный деятель искусств РТ, ушедшая из жизни в 2013 году - прим. авт.). Она сказала: «Мы с Вадимом Валентиновичем - приличные педагоги, но тебе в Казани делать нечего».
Чулпан её очень любила и боялась - в хорошем смысле. Потому что Юнона говорила такие вещи, которые никто ей сказать не может, причём без всяких прикрас. Так, она совершенно не приняла ни постановку, ни её роль Катерины в «Грозе»…
Мы никогда не переоценивали свою значимость в судьбе Чулпан. Были первой ступенью, которая помогла ракете начать полёт. Потом эта ступень отвалилась, ракета сама вышла на орбиту. И всё, что она делала дальше, - её и только её заслуга».
Как в первый раз
«В июле этого года в Казани впервые гастролировал театр «Современник». Мы с женой посмотрели «Двое на качелях» - спектакль, в котором играет Хаматова. Чулпан опять сказала: «Не представляете, как я волновалась, зная, что вы в зале».
Сказать «играла» - это значит ничего о ней не сказать. Я спросил: «Чулпаша (мы так её зовём), откуда ты берёшь силы? Как можно играть три с половиной часа на таком нерве?» Она сказала, что хотя бы 20 минут должна перед спектаклем поспать. А потом: «Я всегда играю так, как будто это первый и последний раз».
Через несколько дней нас с женой и внучкой Дианой пригласили в гости, в дом её родителей. Вместе с Чулпан приехали её дочери: Арина, Ася, Ия. Очень красивые девочки. Помню их совсем маленькими - несколько раз приезжал к ним на Новый год как Дед Мороз. Возможно, старшая дочь тоже станет актрисой. Во всяком случае, сейчас Арина выбирает, по какому пути пойти: стать профессиональной пианисткой или артисткой.
Когда Чулпан выходила замуж за Ваню Волкова, мы с Юноной были на помолвке и на свадьбе в их доме на улице Свердлова (сейчас улица Петербургская. - прим. ред.), где она в детстве гуляла с собакой. Пацан с собачкой… (Смеётся.)
Она и сейчас, посмотришь со стороны, - совсем девчонка. Когда мы сидели за столом, я сказал: «Чулпан, никто же не подумает, что ты - это ты!» Она хохочет. Обычная в жизни, она королева на сцене, на экране. Это признак таланта, когда человек на сцене красивее, мощнее, чем в жизни. Есть такие красавицы, а выходят на сцену, и - пустота».
Самое драгоценное
«Для меня один из главных показателей таланта - чувство восприятия. У Чулпан оно развито необыкновенно. Я давно не видел таких актрис. Некоторые актёры просто ждут реплики и отвечают на реплику. А она как будто в первый раз слышит произносимый для неё партнёром текст. Получает его, обрабатывает и отдаёт - сиюсекундно. Вот это одно из самых высоких её достоинств. Она никогда не бросит слово, которое не пропустила через себя. Может быть, поэтому не любит давать интервью.
Думаю, она знает себе цену. Никогда я не видел, чтобы она думала только о себе. Она и в жизни такая.
Общественной работой (фонд, основанный Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, помог десяткам тысяч человек по всей России - прим. ред.) занимается не для пиара - это суть её. При колоссальной нагрузке в театре, в кино не знаю, как её, такую маленькую, хватает на всё: и на воспитание детей, и на фонд. Ведь и детский хоспис в Казани - первый в России - был создан тоже с её помощью.
Узнала, что у меня проблемы со здоровьем, и предложила деньги. «Не возьму!» - сказал я. «Почему?» - «Не возьму от тебя деньги, и всё». Она замолчала. Но буквально через несколько дней раздаётся звонок. Мне звонит министр здравоохранения республики: «Чулпан Хаматова сказала, что у вас какие-то проблемы?». И Адель Юнусович Вафин помог.
Или самое драгоценное: я иду по улице, и вдруг раздаётся звонок. Высвечивается её номер. Спрашиваю: «Чулпаша, что случилось?» Она говорит: «Ничего. Просто соскучилась. Хочу услышать ваш голос». Вот говорят: «Звезда, звезда…» Она никакая не звезда. Она выше, чем звезда…
Как я поздравлю её с днём рождения? Просто позвоню: «Чулпаша, храни тебя Господь, чтобы ты долго-долго была жива, здорова. Сил тебе!» Остальное всё у неё есть».