«Иногда летчик». Почему Вахтанг Кикабидзе не едет в Россию петь?

Накануне юбилея любимый миллионами актёр и певец согласился пообщаться с «АиФ» с одним условием: ни слова о политике. Но совсем без политики не обошлось...

   
   

О кино

                                                               
Досье
Вахтанг Кикабидзе родился в 1938 г. в Тбилиси. Певец, актёр, сценарист и кинорежиссёр. Лауреат Госпремии СССР (1978). Сыграл в фильмах «Мимино», «ТАСС уполномочен заявить», «Фортуна» и др.

Я был уже известным эстрадным певцом, когда меня впервые пригласили сняться в кино («Встреча в горах», 1966 г. - Ред.). Это был такой коммерческий ход со стороны создателей, потому что молодёжь меня уже хорошо знала по эстраде.

Раньше кино снимали профессионалы с большой буквы, которые отталкивались от качественной и серьёзной литературы, классики. А сейчас что? Вася, Петя, Вахтанг сели и подумали: а давайте снимем про то, что она его любит, он её - нет. Этот - вор в законе, эта - проститутка, те - менты. Всё! Пока первую серию снимают, пишут сценарий для второй. Конвейер! Поэтому сейчас невозможно сделать такой фильм, как «Бег» - мой любимый фильм Наумова. Нет школы, нет больших денег, нет индустрии, как в Голливуде. Наше кино существует только за счёт индивидуальных талантов. Вот почему у меня нет желания во что бы то ни стало попасть на экран. Хотя всё время зовут. Я осторожничаю. В кино редко попадаешь на хороший сценарий. И потом у меня есть другая профессия, которая не даст мне помереть с голоду.

Вахтанг Кикабидзе в фильме «Совсем пропащий», 1972 год

О песнях

Многих поэтов и композиторов, с которыми я сотрудничал, уже нет в живых. В какой-то момент возникла большая проблема с новыми песнями. Я жене сказал: «То, о чём пишут молодые, мне неинтересно. А то, что мне интересно, молодые мне не могут написать». Лет 5 назад я взял бутылку водки, сел ночью в комнате и написал сразу 5 песен. Сейчас они все на ура проходят...

Я жене сказал, что одну песню обязан посвятить ей. Хорошая получилась песня с таким припевом: «Милая моя, мать моих детей, бабушка внуков моих, я молю Всевышнего первым умереть, чтобы не видеть слёз твоих». Жена мне говорит: «Ты не будешь петь эту песню». «Почему?» - удивился я. «Убери слово «бабушка». Но из песни слов не выкинешь. И я оставил «бабушку» (смеётся).

Если на мои концерты попадают молодые люди, то они выходят удивлённые. Это не рок, не поп. Там нет дыма, женщин в бюстгальтерах и трусах. На сцене я и 4-5 музыкантов. Но иногда люди не отпускают меня по 4 часа. Почему? Стихи хорошие, настоящие, музыка написана профессионалами. Это не самодеятельность.

Когда я недавно в Закарпатье пел «Молитву» Окуджавы («Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня...»), весь театр встал и стоял до конца песни. Я видел, как в зале люди вытирали слёзы. Вот в чём прелесть его песен: всё понятно и всех это трогает. А когда здоровый накачанный мужик выходит на сцену и поёт про то, что солнце исчезло, дождик идёт, цветы расцветают, это выглядит нелепо. Песня должна быть простой, но с глубоким смыслом.

   
   

Я знаю, что, если не буду петь, мне будет тяжело. И при этом понимаю: чтобы пение трогало людей, у тебя должна быть радость внутри. Если я пою, а на самом деле мне это делать неприятно, значит, я вру.

1973 г. Источник фото: russianlook.com

О политике

Я зарёкся говорить о политике. Но меня часто спрашивают, почему я не приезжаю в Россию, хотя часто приглашают. Я скучаю по российскому зрителю, у меня две большие программы: одна на русском, другая на грузинском. Но я не могу поехать, потому что не хочу врать. Мне неприятно петь там, где есть люди, которые мне неприятны. Меня сильно обидели, когда я отказался от ордена. (В знак протеста против действий РФ в отношении Грузии Кикабидзе отказался от российского ордена Дружбы. - Ред.)

Сегодня я часто слышу о потеплении отношений между Грузией и Россией. Но в то же время российские военные на 300 метров передвинули южноосетинскую границу вглубь Грузии. И некоторые дома грузин остались за проволокой. Один человек выступал по телевизору и жаловался: его жена похоронена на другой стороне границы, и он уже не может пойти к ней на могилу. Но пусть политики с этим разбираются...

О деньгах

Когда первый раз был в А­мерике, я попал в дом типичной американской семьи: муж, жена, двое детей. У меня всё время было ощущение, что там есть кто-то пятый. Через какое-то время я понял, что пятый - это деньги. Потому что все разговоры крутились только вокруг благосостояния. Это сейчас и к нам тоже пришло, но в изуродованном виде. Если у них капитализм в массе своей законопослушный - с понятными и простыми правилами, то у нас криминальный - с воровством и коррупцией. Мы так привыкли и уверены, что именно так и правильно.

Мне один друг сказал недавно: «Знаешь, очень богатым быть плохо. Когда у тебя денег достаточно, ты над ними хозяин, а когда у тебя много денег, ты становишься их рабом. День­ги тобой управляют, а не ты ими». Я знаю много богатых людей. И у меня в голове не укладывается: вокруг столько горя, а они сидят на миллионах и даже не пытаются хотя бы чуть-чуть уменьшить масштабы этого горя!

Вахтанг Кикабидзе. Фото www.russianlook.com

О карьере

У меня никогда не было желания становиться большим начальником. Я не люблю командовать. Когда Георгий Данелия работает над фильмом, его обожает вся съёмочная группа - от осветителя и плотника до актёров. Вот так надо руководить. Но таким начальникам не место там (показывает пальцем вверх).

Мне один очень серьёзный госчиновник, имевший отношение к финансам, за обедом как-то сказал: «Всё-таки вы, Вахтанг Константинович, счастливый человек». «Почему?» - спросил я. «Когда я уйду со своего поста, через месяц про меня никто не вспомнит», - ответил он. Через некоторое время его сняли. И правда, я сейчас не могу вспомнить его фамилию.

Мне было 50 лет, когда предложили вступить в партию. Я сразу подумал, что, наверное, хотят предложить какую-то должность. Но я отказался. Меня в своё время даже из пионеров выгнали. Во дворе после уроков мы играли в футбол. И я пионерским галстуком вытирал пыль с обуви, чтобы не обидеть маму небрежным отношением к туфлям (у меня была всего одна пара). И меня за этим делом засекли. На другой день построили весь класс и сняли с меня галстук. После этого я так и не вступил ни в комсомол, ни в партию.

Российский кинорежиссер Георгий Данелия и актер Вахтанг Кикабидзе во время съемок фильма «Мимино». 1977 г. СССР. Источник фото: russianlook.com

О возрасте

После 40 жизнь так быстро бежит - оглянуться не успеваешь. Мой близкий друг, который был старше меня, как-то сказал: «Вот здесь (показывает на голову) мне 20 лет, а когда поднимаюсь по лестнице домой (у него не было лифта), я по 5-10 минут стою на каждом этаже, чтобы отдышаться». «Это возраст, дорогой мой», - сказал я ему. Недавно в больнице врач спросил меня про мой вес, я сказал: «72 килограмма». Когда они меня взвесили, там меньше оказалось. «Как это?» - удивился я. «Возраст», - ответили мне. И рост меньше становится, и вес, и голова хуже работает. Но возрасту нельзя поддаваться - надо в сердце детство сохранять.

О жизни

Как-то канал «Культура» делал обо мне документальный фильм. Мы придумали такой ход, чтобы поразмышлять на тему «Что такое жизнь?». Ходили по городу, философствовали, снимали. И в конце меня спросили: «Среди ваших друзей бизнесмены есть?» Я говорю: «Есть один. У него очень серьёзный обувной бизнес. Его офис напротив моего дома. Можем сейчас к нему пойти». И я привёл съёмочную группу к маленькой сапожной будке, где работал мой друг-сапожник. Я ему говорю: «Дядя Сандро, вот группа из Москвы очень интересуется: что такое жизнь?» И этот неграмотный старик с болезнью Паркинсона (не попадал по гвоздю), не моргнув глазом, сказал: «Буба-джан, на этот сложный вопрос даже Лев Николаевич Толстой не мог ответить». И все остолбенели от неожиданности. Каждый по-своему смотрит на всё происходящее...

Смотрите также: