Одним из самых громких и важных событий уходящего литературного года стало вручение премии «Большая книга-2012». В короткий список вошли лучшие книги сезона, написанные в самых разных жанрах — от военной до православной литературы, от любовного романа до мемуарной прозы.
Первую премию получил петербургский писатель Даниил Гранин за роман о войне «Мой лейтенант». Вторую — Евгений Попов и Александр Кабаков за книгу в «разговорном» стиле, посвященную памяти писателя Василия Аксенова и его эпохе. Третьим лауреатом стала Мария Степнова с романом о любви «Женщины Лазаря». Благодаря голосам жюри Литературной академии к финалу были близки роман Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер» (568 баллов; он стал лауреатом другой премии — «Русский Букер»), проза Валерия Попова «Плясать досмерти» (566 баллов) и книга Архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы" (555 баллов; она заняла первое место в читательском голосовании).
О роли «Большой книги» и о том, что происходит в современной литературе, «AиФ.ru» рассказал известный критик, Председатель Литературной академии Дмитрий Бак.
«AиФ.ru»: — Дмитрий, на Ваш взгляд, каково значение премий для современной русской литературы? Насколько они влияют на процесс создания литературы и восприятия ее публикой? Действительно ли так велико доверие читательской публики к жюри, которое дало высокие оценки тому или иному писателю?
Д.Б.: — Влияние премий на современный литературный процесс очень велико. Однако читательское доверие к выбору жюри, на мой взгляд, все же вторичный фактор. Между жюри премии и читателем стоит другая важная фигура — издатель. Читатели могут доверять или не доверять жюри, но тиражи книги-лауреата резко растут, она становится более доступной. Именно издательства во многом регулируют читательский вкус.. Впрочем, в случае «Большой книги» читатели имеют возможность прямо выразить свое мнение в ходе голосования в интернете.
«AиФ.ru»: — Какую картину современной русской литературы рисует круг финалистов и лауреатов премии «Большая книга-2012»? Какие тенденции, темы, стилистические приемы сейчас на пике?
Д.Б.: — От других литературных премий «Большая книга» отличается широким жанровым диапазоном. В конкурсе участвуют романы, биографии и мемуары, документальные повествования, повести, сборники рассказов — практически все, кроме драм и стихов. И ежегодно короткий список претендентов на «Большую книгу» дает весьма представительный срез текущей литературной ситуации.
Я бы отметил, что в этом году, впервые за все семь сезонов конкурса, в финале не было канонических биографий. Мы помним громкие вручения прошлых лет за биографию Солженицына (автор Людмила Сараскина) и биографию Пастернака (Дмитрий Быков). С другой стороны, было много беллетризованных биографий, произведений, построенных на автобиографических фактах. Прежде всего, это книга, получившая премию второй ступени — «Аксенов». Ее авторы Евгений Попов и Александр Кабаков записали и расшифровали оживленный и многосерийный устный диалог о своем покойном друге, замечательном прозаике. Василии Аксенове. Автобиографичны также роман Владимира Губайловского «Учитель цинизма» и повесть другого, петербургского Попова — Валерия «Плясать досмерти» Современная литература уходит от стилистических новаций, стремится рассказать динамичные историиЮ, основанные на узнаваемой повседневности. Может быть, единственное исключение в коротком списке — фантастический роман Марии Галиной «Медведки», который занял второе место в читательском голосовании.
«AиФ.ru»: — Как Вы лично оцениваете результаты премии этого года?
Д.Б.: — Результат голосования Литературной академии закономерен: первую премию получила книга Даниила Гранина «Мой лейтенант». Это книга о войне, причем ее автор обращается к своим однополчанам, которые так и не узнали, удалось ли отстоять Ленинград, удалось ли выиграть войну. Сам Даниил Александрович очень четко сформулировал основной «код» своей книги — это книга-поступок, книга, которая могла быть создана и 50 лет назад, но имела бы тогда совсем другой резонанс. Гранин «переждал», пока не будут изданы книги Виктора Некрасова и Константина Симонова, Бориса Васильева и Василя Быкова, Георгия Владимова и Виктора Астафьева. Его роман написан только сейчас, когда ушли из жизни большинство тех, кто воевал в
«AиФ.ru»: — Вы сами ожидали ли такого результата? Расскажите, пожалуйста, как проходит голосование за лауреатов.
Д.Б.: — У меня была несколько иная иерархия, но итоговая тройка никак не вызывает несогласия. Процедура голосования «Большой книги» предельно демократична. Все члены Литературной академии (всего их около ста) могут сдать бюллетень, в котором напротив каждого автора проставляют свою оценку в баллах от 1 до 10. Член жюри может одинаково высоко оценить несколько разных авторов, а некоторые книги и вовсе не оценивать. На подобную процедуру голосования никак нельзя повлиять, невозможно убедить десятки серьезных, уважающих свое мнение людей проголосовать именно так, а не иначе. Главное — не путать итоговую сумму баллов и количество проголосовавших за того или иного автора. Именно на этой почве и возникли некоторые разночтения по голосованию в прессе. Итоги голосования опубликованы на сайте, их легко посмотреть.
«AиФ.ru»: — Насколько мнение читателей отличается от мнения жюри?
Д.Б.: — Результат читательского голосования во многом соотносим с голосованием жюри. Роман Марии Степновой «Женщины Лазаря» занял третье место и по оценкам жюри, и по оценкам читателей. Первое место в интернет-голосовании заслуженно заняла книга о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». По сути это — православный бестселлер, а ее герои — обычные люди, попадающие в разные жизненные ситуации. Христианский подтекст книги не дан явно, это такое неназойливое нравоучение. Наверное, поэтому книга получила заслуженное признание.
«AиФ.ru»: — «Мой лейтенант» Даниила Гранина, пожалуй, единственный широко известный роман на фоне русской литературы последних лет, посвященный Великой отечественной войне. Можно сказать, что тема для литературы неактуальна, в то время как кинофильмов о войне появляется все больше, и публика их смотрит. Отчего такой перекос?
Д.Б.: — О Великой отечественной войне нужна «новая» правда. На мой взгляд, если великая книга о войне и возникнет, то она будет носить эпический характер. Уже многое о той войне сказано, даже локальные эпизоды описаны (например, в классической повести «А зори здесь тихие»). Новая великая книга о Великой Отечественной может быть сродни «Войне и миру» — по крайней мере, по широте замысла — другие повороты темы непригодны, это будут повторы. Может быть, сейчас такая книга где-то зреет, но будет ли она написана, покажет время. Но военная тема сейчас воспринимается не только в контексте событий
«AиФ.ru»: — Сейчас много говорится о потере интереса к чтению. Понятно, что процесс этот планетарный, чтение вытесняется другими формами досуга. Но если посмотреть с другой стороны — отвечает ли современная русская литература интересам публики?
Д.Б.: — Настоящее чтение — это не только досуг, но и работа. В наши дни именно досуговые функции чтения часто выходят на первый план. Поэтому текст бесконечно упрощается, визуализируется, а серьезное чтение оказывается невозможным. Это мировая тенденция и с ней ничего не поделаешь. В нынешней обстановке авторам надо предлагать сценарии сохранения навыка чтения, хотя бы в преобразованном виде. Правда, это будут уже другие тексты, на других носителях. Книга не умрет, но изменится неузнаваемо. Произошел масштабный перелом в ожиданиях людей, и чтение в новый формат жизни, в новый быт не очень-то укладывается. Прочесть книгу в 500 страниц в эпоху клипа и Интернета — работа, совершить которую современный человек способен все меньше.
Смотрите также:
- «Каждый мнит себя писателем». Литератор о графоманах и нечитающем поколении →
- Магия русских классиков. Профессор Лия Бушканец о силе литературы →
- Где найти соавторов? Чем берут татарстанские мастера слова? →