Но «Jazz в усадьбе Сандецкого» - не просто фестиваль. Кто-то стремится попасть туда, чтобы услышать виртуозных исполнителей, а кто-то – чтобы приятно провести время в модном месте.
Все в парк!
«Часть публики приходит потусоваться, - говорит музыкальный директор фестиваля Ольга Скепнер. – Другие действительно слушают музыку, потом на утро звонят, начинают описывать, как контрабас или саксофон играл... Мне импонируют и те, и другие: ведь кто пришёл просто пообщаться, всё равно хоть краем уха, да что-то услышал, что-то увидел…».
- В этом году «Jazz в усадьбе Сандецкого» проходит в шестой раз. Парк всех желающих попасть на концерт уже не вмещает. В чём секрет фестиваля?
- Обычные фестивали идут не восемь вечеров, как у нас, а один-два дня. В итоге на сцене зачастую сумбур из пяти-шести коллективов, который не нравится ни слушателям, ни организаторам, особенно артистам: появляется много трудностей с настройкой звука на сцене после каждой группы. У нас же каждый вечер выступает один коллектив: хэдлайнер даёт трёхчасовой концерт. Каждый вечер звучит разная музыка. В этом году на открытии звучал европейский джаз, есть в программе и молодёжный электронный формат, авангардные проекты. Это позволяет удовлетворить разные вкусы. Джаз многолик: мы даже слово это из названия убрали – у нас фестиваль импровизационной музыки.
- Казани повезло: наш город - один из джазовых центров страны, к этой музыке казанцев приучили ещё Лундстрем, Деринг. Но успели ли расслышать джаз в России?
- Джаз везде разный. Американский звук один, в Европе – другой, в России – третий. США – родина джаза, там джаз - практически национальная музыка. Но в Америке джаз сейчас считается в определенной степени «старьём». Давно на хвост наступили электронный формат, лаунж, соул, R&B, рэп. В Европе, наоборот, джаз развивается в современном ключе, в фьюжн-формате. Там он обязательно соединяется с этнической музыкой, какими-то авангардными экспериментами.
В России, которая десятилетия провела за «железным занавесом», джаз долгое время считался буржуазной музыкой, развивался с большим трудом. Непросто складывалась карьера таких замечательных певиц, как Лариса Долина, Ирина Отиева… И джазовое образование у нас появилось только в 80-е годы прошлого века. В Казани, например, только 10 лет назад открыли джазово-эстрадную кафедру в Казанском университете культуры и искусств. Но Россия всегда славилась талантами. Поэтому всё то, в чём мы опоздали, сейчас навёрстываем с лихвой. Джаз в России сейчас развивается с невероятной скоростью. Хотя есть определённые проблемы, потому что это музыка не массовая. Но она никогда массовой и не будет. Она исторически такой никогда не была, даже в Америке. Ждать этого бессмысленно.
Не переборщитьсо свободой
- Что даёт джаз современному человеку? Ощущение свободы?
- То, что джаз является воплощением свободы - миф! Да, в нём есть определённая свобода - в развитии импровизационной мелодической линии, например, в развитии ритма, но есть и свои законы. «Блюзовый квадрат», допустим, из которого ты не должен выйти.
В классической академической музыке произведение доходит от композитора к слушателю, как правило, только через исполнителя. Исполнитель является её интерпретатором. Но как он её интерпретирует – ещё вопрос! Иногда до слушателя доходит лишь 30 процентов того, что хотел сказать композитор.
В джазе всё напрямую: композитор-исполнитель и сразу слушатель. Но это не значит, что классической музыки не должно быть. В ней есть особая прелесть, статус вечности, незыблемости, Космоса. Для меня нет ничего лучше музыки Иоганна Себастьяна Баха. Ещё не родился такой композитор, который мог бы его превзойти, на мой взгляд.
Джаз интересен тем, что он всегда направлен на новизну. Прежде всего, на новизну идеи, мысли, эмоции. Ведь одной только музыкальной техникой сейчас никого не возьмёшь. Под импровизационную музыку нужно думать – это ведь не развлекаловка. Это та музыка, где ты остаёшься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз, импровизационная музыка - и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.
Нельзя жить по одним только правилам и законам – это не даёт тебе развиваться как личности. Но и со свободой нельзя перебарщивать. Нужно чередовать одно с другим. Это самый идеальный вариант и в личной жизни, и в карьере. Если ты где-то перебарщиваешь, в конце концов, за это придётся платить.
Досье | |
---|---|
Ольга СКЕПНЕР родилась в Ульяновске, окончила Ульяновское музыкальное училище, истфилфак УГПУ, Казанскую государственную консерваторию, аспирантуру. Джазовая вокалистка, музыковед, преподаватель Казанской консерватории, кандидат искусствоведения, генеральный директор «Art Of Jazz Company». Eсть дочь и сын. |
Мысли в унисон
- Эту формулу можно использовать и при оценке ситуации в стране? Митингов на Болотной площади, например?
- Я наблюдала эти белые ленты, следила за комментариями в твиттере и соглашусь, наверное, в оценках сегодняшней ситуации в стране с Андроном Кончаловским. Находясь в России, он умеет видеть всё происходящее у нас, скажем, как-бы со стороны. «Вся Россия ещё не готова к переменам, которые какая-то определённая масса людей начинает сейчас формировать», говорит Кончаловский. Мы должны все вместе ощутить, что нам действительно нужны эти перемены.
На мой взгляд, эти перемены тормозят сейчас две огромные беды: ужасно низкий уровень образования, а также культуры. Я не понимаю, почему все выступают против ЕГЭ? Моя дочь тоже сдавала ЕГЭ. Это как раз европейский формат: он показывает объективно, без всяких прикрас: кто есть кто из наших детей. Отражает также уровень учителей и образования, которое толком никто не может дать…
Меня пугает и то, что у нас в России сегодня мало показывается современное искусство – не только музыкальное, но и художественное, хореографическое, кинематографическое. Почему-то у нас оно до сих пор воспринимается как андеграунд. Многие рассуждают так: «Ну что такое «Чёрный квадрат» Малевича? Раз это непонятно – нам это не надо!» А ведь прежде чем отвергать, нужно попытаться быть терпимым и объективным, понять тот язык, которым это сказано или написано, и только потом высказать своё субъективное мнение.
Смотрите также:
- Звучать как Высоцкий и Шевчук. Виртуоз-самоучка о выборе гитаре и азах игры →
- Джазмен и медные трубы. Как Вадим Эйленкриг «Pink Floyd» играть учил →
- Батырхан Шукенов: «Не жалею, что ушел из «А-Студио» →