Фарид Бикчантаев о пользе ритуалов на сцене и в жизни

«Это не мистика. Мы не собираемся, как шаманы, танцевать вокруг огня, - говорит один из организаторов «Науруза», главный режиссёр Камаловского театра Фарид БИКЧАНТАЕВ. - Корни театра - в сакральных вещах, в соприкосновении с духовным началом. Ритуалы, как правило, совершаются в тишине. Это помогает человеку окунуться в себя, вырваться из бешеного ритма, в котором мы сейчас живём».

   
   

Злоба дня

- Фарид Рафкатович, вы бываете на гастролях за рубежом. Противостояние Запада и Востока действительно существует?

- Среди стран-участников «Науруза» - Австрия, Бангладеш, Белоруссия, Бельгия, Германия, Греция, Словакия, США, Франция. Организуя такие форумы, мы стараемся, чтобы не было противопоставления, хотим соединить разные культуры. Евразийское пространство, Евросоюз - это замечательно. Но глобализация нивелирует особенности каждого народа, культуру. 

В России много народностей, культур, ещё сохраняющих сакральное театральное и человеческое пространство. 

В этом году зрители фестиваля наконец-то увидят постановку «Желанный голубой берег мой» (по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря») Якутского академического драматического театра им. П. Ойунского. Мы давно мечтали показать на форуме этот легендарный спектакль-притчу. 

Вновь участвует в фестивале Степанида Борисова, мастер якутского ритуального горлового пения. Сейчас при Якутском драматическом театре есть коллектив, который исполняет эти ритуальные песнопения… Вообще-то все участники творческой лаборатории нашего форума получили задания подготовить работы по определённым произведениям на основе ритуалов.

 

Спектакль «Однажды летним днём». Фото: театр им. Г. Камала

   
   

- Вы не преувеличиваете значение этой сферы? 

- Нисколько! Ритуалы - культурный пласт. Эта тема очень актуальна, потому что театры, на мой взгляд,  сегодня теряют серьёзную основу. Театральный язык становится слишком банальным, суть профессии уходит.

Хочется остановить сумасшедший бег - попытки театральных деятелей во что бы то ни стало попасть в сегодняшнее время, причём какими-то грубыми средствами.  

Вот сегодня все считают необходимым высказаться по поводу ситуации на Украине - понятно, в каком ключе. И все мы уже заранее знаем, что именно будет сказано. 

Одно дело успеть плакатно выступить на злобу дня, показав тем самым: мы не стоим на месте, не молчим. 

Но если заглянуть поглубже? Ведь, все эти проблемы возникают из-за того, что человек боится самого себя. Бежит, судорожно глотая воздух, но дыхания всё равно не хватает... Возможно, поэтому то, что творится в мире, ужасно и страшно. Повсюду противоборствующие лагеря, одни - «за», другие - «против»… Нездорово это всё. 

- Что делать?

- Я могу только на примере своего театра сказать. Этот год очень сложный для всего общества. Казалось бы, не до театра, но люди ходят в театр. На какое-то время мы можем собрать своих зрителей вместе, объединить. 

Формула гармонии

- Какие традиции есть у камаловцев?

- Мы - «театр-дом» или «театр-семья» - по-разному можно сказать. Перед открытием и закрытием сезона все вместе посещаем кладбище, на котором покоятся те, кто 100 лет назад начинал наш театр, убираем их могилы. Это ритуал. Закрывая сезон, мы как бы благодарим основателей нашего театра, открывая сезон, просим у них на это разрешения. Каждый новый сезон открывается и завершается «Голубой шалью» Карима Тинчурина. Это одна из объединяющих традиций. Как правило, в этом спектакле занята вся труппа и студенты, которые занимаются в стенах нашего театра. Это мощная волна, и зритель её чувствует, сразу в неё попадает, происходит объединение. 

- В чём специфика татарского театра?

- Татарский народ эмоционально закрытый, сдержанный. Но именно эта сдержанность в жизни, как ни парадоксально, позволяет татарскому актёру максимально полно раскрыться на сцене, выплеснуть всё то, что накопилось в душе. 

Как режиссеру, мне близок язык иносказаний. Среди современных авторов пока не нашёл такого, которого я мог бы назвать своим. 

Из классиков XX века очень люблю Наки Исанбета. Он использует в качестве сюжетов притчи. На мой взгляд, наш спектакль по его пьесе «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» был удачным. Сейчас занимаемся постановкой пьесы о Ходже Насретдине. 

- Какой ритуал, на ваш взгляд, нужен сегодня обществу?

- Тишина! Мне нравится, когда тихо. 

Чтобы на целый день все замолчали. Машины не ездят, телевизор, радио не включаются. Никто никому ничего не пропагандирует. Может быть, тогда что-нибудь успокоится. Ведь гармония абсолютно нарушена - вся! И болезни, и катаклизмы - всё это от человека. Перестали любить Землю, перестали сажать, пахать, сеять. Планета этого уже не выдерживает, все вибрации сбиты. 

 

Спектакль «Однажды летним днём» Фото: театр им. Г. Камала

Поливать, копать...

- Как с этим бороться? 

- Не надо ни с чем бороться! Ну не можем мы жить спокойно, нам нужно противопоставлять!

Одна партия предлагает это, другая - другое… Одна набрала столько голосов, а другая - вот столько. Ну и что?! Они борются, борются, но получается-то всё наоборот. 

Сколько веков прошло, сколько написали литературы, сняли фильмов - и всё время всё одно и то же. 
Поэтому, чтобы отойти от всей этой суеты, надо иногда уехать куда-то в деревню. Надеть галоши, какие-то рваные штаны! (Смеётся). Выходить с утра в огород - поливать, копать, красить, завести корову, кур…

- Но тишина не может объединить людей.

- Почему? Мы постоянно кричим, пытаемся быстрее высказать свои мысли, иногда бредовые… Человек сегодня медийно настолько заряжен, что не слышит ни себя, ни тех, кто рядом. И в театре порой мы нацелены на то, чтобы быстрее на что-то откликнуться. Конечно, это должно быть - театр обязан быть разным. Но в тишине включатся какие-то новые механизмы. Земля, природа даёт силы и спокойствие, это святое. 

Смотрите также: