«Кажется, всё уже просчитали, лимитировали, оптимизировали и нормировали. Но если всё теперь имеет цену, сколько стоят 1-й концерт Чайковского или «Реквием» Моцарта?» - задаётся вопросом всемирно известный органист, ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин.
Факел во тьме
- 2014 год объявлен Годом культуры. Такая кампанейщина напоминает вам былые пятилетки качества, декадники по озеленению и месячники по сбору металлолома?
- Европейский ТВ-канал Mezzo круглосуточно транслирует классическую музыку. Он, безусловно, убыточен, там нет рекламы. На планете не наберётся и 30 млн истинных почитателей классики. Но в это число входит мировая интеллектуальная, политическая и финансовая элита, которая не даёт каналу угаснуть. Большинство людей устраивает музыкальный фаст-фуд. И это не вина их, а беда. В нашей стране дефицит колбасы стремительно сменил дефицит культуры. Уже не одно поколение выросло под назойливый аккомпанемент рассуждений о деньгах и рынке. О культуре слышно значительно реже. Может, хоть в 2014-м станут говорить чаще и делать больше?
- Но в Казани проходит множество фестивалей на любой вкус. Этого недостаточно?
- С тех пор, как элитная составляющая культуры - музыкальное искусство - стало товаром, а образование - сферой услуг, многое утрачено. Кажется, всё уже просчитали, лимитировали, оптимизировали и нормировали. Но если всё теперь имеет цену, сколько стоят 1-й концерт Чайковского или «Реквием» Моцарта? Такие явления, как концерты Н. Рахлина, постановки Н. Даутова, на которые съезжалась и публика из Москвы и Ленинграда, остаются непревзойдённой вершиной. Это были концептуальный дирижёрский оркестр и режиссёрский театр. Неужели, чтобы заявить о себе в Большом театре, надо надругаться над классикой, «осовременить» «Евгения Онегина», «Князя Игоря», «Руслана и Людмилу» в угоду неразвитым вкусам? Это всё равно что Джоконду обрядить в бикини и выдать за шедевр модерна. Что имеем не храним, потерявши – плачем. В России всегда сначала ломают, затем восстанавливают, как храм Христа Спасителя.
- Это вы про ленинскую формулу партийности литературы и искусства? В КГУ никто не объяснил мне, в чём партийность музыки? Ведь Вагнера, допустим, любили и Ленин, и Гитлер.
- Не так давно перед студентами консерватории выступал представитель Посольства Израиля в РФ – бывший выпускник Нижегородской консерватории Йосси Тавор. Рассказал о фестивале Вагнера, к которому в этой стране неоднозначное, мягко говоря, отношение. Несмотря на протесты, фестиваль состоялся благодаря авторитету дирижёра Зубина Меты. И оказал огромное духовное воздействие, доказав, что классическое искусство и политика – вещи несовместимые (как гений и злодейство).
Квота на звёзды
- На симфонических концертах в БКЗ в качестве хэдлайнеров – гастролирующие знаменитости. А где наши исполнители?
- В 70-е годы на международном конкурсе пианистов в Париже стал лауреатом наш земляк Юрий Егоров, имя которого известно во всем мире. Следом за ним Михаил Плетнёв в Москве. И это были редкие явления (занавес был железный), а сейчас ежегодно в консерватории студенты получают 25-30 премий на различных международных конкурсах. Есть и рекордсмены. Софья Гуляк победила в более чем 20 конкурсах. Она стала первой женщиной, победившей в сложнейшем конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания). Имена таких музыкантов, как Евгений Михайлов и Рэм Урасин, известны всему миру.
Не стоит, наверное, перечислять выдающихся вокалистов, тоже наших воспитанников. Достаточно упомянуть солистов Большого театра Альбину Шагимуратову и Михаила Казакова. Но я думаю не о состоявшихся звёздах, а о тех, кто ещё только учится, как сложатся их судьбы? Представить на сцене работу нескольких факультетов – большой и кропотливый труд. Можно вспомнить триумфальные концерты хора и оркестра консерватории на высоких сценах старейших консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге, в Германии, Италии, постановки оперной студии: мы готовим 3-4 музыкальных спектакля в год и многое другое.
- Не разрядила ли всё упомянутая вами оптимизация?
- Школы искусств отнесены нынче к «дополнительному образованию», государство постепенно устраняется от поддержки. Гармонично развитая личность ему, похоже, не нужна. Число общедоступных музыкальных школ сокращается и в Казани. В 90-е годы так «оптимизировали» детские сады. Сейчас спохватились, строят новые, но всё равно не хватает. А старые-то куда делись? Так или иначе, всегда страдают дети. Столкнувшись с молодёжной наркоманией, преступностью, невежеством, бездуховностью, государство борется со следствием, а не с причиной. Московский школьник, расстрелявший двух человек, был отличником. Но не ЕГЭ формирует духовную личность, а искусство. Его состояние – показатель нравственного здоровья общества, но искусство нынче не в почёте.
- Почему сегодняшнее положение специальной музыкальной школы вызывает беспокойство у некоторых деятелей культуры РТ?
- Эти деятели не переступали порога школы. А в стране таких учебных заведений всего 8. Учатся тут «штучные» дети, отобранные в ходе строгого конкурса. После того, как школа лишилась федерального статуса, нам удалось включить её в структуру консерватории. Здесь осуществляется кропотливая профессиональная подготовка.
- По каким формулам можно вычислить будущих звёзд, которые прославят страну?
- Все дети разные: кто-то на первом году обучения раскрывается, а кому-то природа уготовила более длительный период роста. Стоит ли во имя экономии сокращать программу обучения до 4 лет и этим ограничивать приток талантливых детей в сферу искусства? Лишь после моего обращения к президенту РТ удалось найти понимание насчёт бюджетной поддержки. Цена вопроса просто смешная для нефтедобывающей республики. Хотелось бы верить, что в Год культуры аналогичную поддержку получат все школы искусств республики. Ведь известно, что скупой платит дважды.
- Времена, когда на казанских улицах то и дело встречались дети с нотными папками, а пианино имелось в каждой интеллигентной семье, уже миновали. Как думаете, безвозвратно?
- Мы часто слышим: «квота», «подушевое финансирование», «срок дожития». Страшная, бездушная терминология! Но она у всех на слуху. А слово есть дело. Каток идёт, укладывая асфальт. Однако рано или поздно асфальт треснет там, где из-под него к солнцу прорывается живой росток. Искусство, основанное на духовности, на общечеловеческих ценностях, вечно!
Смотрите также:
- Джазмен и медные трубы. Как Вадим Эйленкриг «Pink Floyd» играть учил →
- Пианистка Дарья Работкина о музыке, конкурсах и молодёжи →
- Аккорды вечности. Как казанцы напомнили немцам о 22 июня →