Накануне 100-летия революции АиФ-Казань побывал в Доме-музее В.И. Ленина, что на улице Ульяновых в Казани. 7 ноября музей отмечает 80-летие. Директор музея Татьяна Басова рассказала «АиФ-Казань» о новой экспозиции и новых страницах истории семьи Ульяновых.
На четырёх языках
«Не забудьте и ещё об одной памятной дате – 130-летии знаменитой студенческой сходки в Казанском Императорском университете. Для юного Володи Ульянова она стала первым шагом в революцию. Эту дату мы отметим 5 декабря», - напоминает директор Дома-музея Татьяна Басова.
[left_article: 2383420 {title: Статья по теме}]Ну а обзорные экскурсии здесь проводят по заказу на четырёх языках: русском, татарском, английском и, конечно, китайском. Ведь ни один китаец, посетивший Казань, не минует в своих экскурсионных маршрутах Дома-музея В.И. Ленина. Музейщики уверены, что так называемый «красный туризм» будет и впредь развиваться.
Но главное, чтобы исторический объект знали, любили и посещали жители республики. Казанцы, например, не только оправдывают ожидания (приходят даже мамочки с грудными детьми), но и участвуют в создании экспозиций. Летом открылась новая выставка, посвящённая наградам СССР, России и Татарстана, и она пополняется. Награды необязательно дарить, можно просто представить на определённое время для обозрения. Задумка замечательная, ведь орденам, медалям, памятным знакам «скучно» в бархатных коробочках, упрятанных в домашних шкафах и стенках награждённых.
Третий город
Казань была третьим городом в царской России, где победили революционные идеи и лозунги. «Казань: три дня в Октябре» - тема новой мини-выставки. Кино- и фотодокументы, включая видеоряд из фильма «Ленин в Окрябре», предоставленныйстудией «Мосфильм». Но самое, на мой взгляд, трогательное - ряд предметный. Представьте себе два интерьера… Квартира дворянина (интеллигента, разночинца), упавший со стены портрет императора и фотография юнкера в траурной рамке. А рядом – кабинет пролетарского вожака или командира боевого отряда с лозунгами «Долой самодержавие! Вся власть Советам!»
Исторические события беспощадной косой прошлись по людским судьбам. Писатель Бунин как очевидец написал «Окаянные дни», эта книга долго была недоступной для советского читателя. На мини-выставке цитаты из неё использовали. Прозвучал голос из прошлого Идею предметного ряда предложил давний друг Дома-музея преподаватель КГАСУ Николай Рябов. Его коллажи, отражающие личный взгляд художника на события столетней давности, представлены в галерее. Полифония воздействия на умы и сердца никого не оставит равнодушным.
«Мемория»
В 2017 году в Доме-музее появились два новых мемориальных экспоната. «Первый предмет - столовое блюдо кузнецовского фарфора, второй – письменный прибор с чернильницами свинцового стекла и позолочённой лирой для установки ручек и карандашей. Эти вещи принадлежали Ардашевым и Жаковым, ближайшей родне Ульяновых. Экспонаты предоставлены нам безвозмездно, как и копии документов из семейных архивов. Потомки осознают свою сопричастность к великому имени и хранят историческую и семейную память», - рассказывает Татьяна Басова.
У Ленина и Крупской детей не было. Но Ульяновы имели многочисленную родню. Двоюродные Ардашевы и не менее близкие Жаковы имеют потомков, которые живут в Москве. Дом-музей установил с ними не просто деловые, но и неформальные контакты. Ардашевы, в частности, оказывали огромную помощь в создании и казанского, и кокушкинского музеев. Их предки были последними владельцами сельской усадьбы под Казанью, где Володя Ульянов отбывал первую ссылку после студенческой сходки.
«В будущем году мы планируем установить такую же тесную связь с потомками Веретенниковых, это ещё одна генеалогическая линия Владимира Ильича», - делится замыслами Татьяна Басова.
Коллектив музея продолжает поисковую работу, касающуюся не только истории семьи Ульяновых. Казанская усадьба, где они жили, принадлежала в то время крупному казанскому чиновнику Тимофею Орлову. Он занимал крупный пост, был отмечен императорскими наградами, имел медаль и за благотворительность. Его портрет при жизни был вывешен в казанской женской Мариинской гимназии напротив портрета самого императора. Честь неслыханная! Среди его многочисленных потомков самым бедовым был Аркадий. Создатель первого казанского яхт - клуба, участник первой мировой войны, Февральской революции… С его именем связана до сего дня неразгаданная тайна: исчезновение «Золотого запаса» в 1918 г. Кстати современный потомок Орловых Николай Фомичёв тоже в поле зрения казанских музейщиков.
Арендаторы Ульяновы
В Казани владельцы усадьбы Орловы и арендаторы Ульяновы общались как светские люди, принадлежащие к благородному сословию. Похоже, что именно Тимофей Фёдорович, имевший по роду деятельности и степени знатности большие связи в городе, в том числе и в силовых структурах, предупредил мать В. Ульянова Марию Александровну о том, что её сыну грозит отсидка. Тот уже «засветился» участием в нелегальном кружке Николая Фелосеева и находился в полицейской разработке.
А владельцу усадьбы не нужны были крупные неприятности, влияющие на деловую репутацию. Далеко не случайно в вестибюле Дома-музея появилась недавно фигура царского жандарма. На приобретение манекена коллектив музейщиков скинулся, получив зарплату. А главный режиссёр театра им. Качалова Александр Славутский помог одеть фигуру, знаменующую собой царское возмездие за вольнодумство и попирание основ. У музея много друзей.
Есть у музейщиков и другие планы на перспективу. Но говорить о них не торопятся, сохраняя интригу. Здесь работают, чтобы внести что-то новое в наше понимание истории. «Нельзя видеть в прошлом только чёрное, предавая его забвению и охаиванию. Лишь время всё расставит по местам, 100 лет - краткий миг для истории», - говорит Татьяна Басова.