Укусил ушко — стал женихом. Как башкирские мальчики выбирали себе невесту

Новорожденного батыра (богатыря) встречают обрядом, когда самая уважаемая пожилая женщина в семье даёт напутствия молодым родителям, как уберечь младенца от опасностей. © / Молодёжное крыло Башкирской национально-культурной автономии «Урал» Нижнекамска / Пресс-служба

Из 2 млн башкир РФ большинство живут в Башкортостане, а около 14 тыс человек - в Татарстане. О семейном укладе и национальной кухне этого народа рассказывает «АиФ Казань».

   
   

Жили большой общиной

Башкиры (башҡорттар) - это тюркский народ, представители которого проживают в основном на Урале. Исторически для него характерна большесемейная община, которая включала 3-4 и более супружеские пары, представителей нескольких поколений. Входящие в нее супруги имели определенную хозяйственную автономию. В наследовании имущества в придерживались преимущественного права младшего сына – ему доставлся отчий дом, он же наследовал основную часть скота и другого имущества отца. Но старшим сыновьям при женитьбе отец помогал обзавестись своим хозяйством, а дочерям выделял приданое. Если же отец рано умирал, старший сын заботился о сестрах и младших братьях. 

В целом семейный быт башкир строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей. В советское время эти традиции были во многом утеряны, но сейчас обычаи, сложившиеся столетиями, возвращаются.

Нельзя не предложить приют 

Башкиры – кочевой народ, и у них издавна существовал обычаи щедрого гостеприимства. 

«К нежданным гостям тоже относились очень уважительно и предлагали лучшие угощения. Говорили: любой зашедший в гости человек оказаться посланником Всевышнего. То есть нельзя не предложить приют гостю, – рассказывает учитель воскресной школы и руководитель молодёжного крыла Башкирской национально-культурной автономии «Урал» Нижнекамска Карлугач Киреева. - Сильны и традиции взаимопомощи. Родственники могли совместными усилиями за несколько дней выстроить сруб дома для молодой семьи. Это касалось и мелочей, например, есть обычай «Каз умяхэ» (ҡаҙ – гусь, өмә – помочь), помощи в заготовке тушек гусей, уток. Кстати, он во многом перекликается с татарским». 

Поздней осенью или зимой приходили к хозяйке девушки и молодые женщины, и все вместе они ощипывали тушки гусей, полоскали их на водоёме. По дороге к озеру проводился обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога»), когда ребятишки разбрасывали гусиные перья, а женщины произносили пожелания о богатом приплоде – «чтобы гуси ходили этой же дорогой». В благодарность за помощь  хозяйка накрывала на стол. Пеклись бәлештәр (пироги) с гусём, блины тоже жарились на гусином жиру. 

   
   

Мясо – на почетном месте 

В силу кочевого образа жизни в меню башкир было множество продуктов длительного хранения. Сушёная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушёные ягоды и злаки, мёд. Поэтому и сейчас на столе ҡаҙы (конская колбаса), вяленое мясо, пастила, вишня в топлёном масле, черемуховое масло, ҡорот (высушенный творог, похожий в Татарстане он называется корт). 

Знаменитый напиток из молока кобылиц кумыс является атрибутом почти всех праздничных и повседневных трапез башкир. Он играл очень важную роль в питании башкир-скотоводов и вошел в культуру народа: его воспевали в песнях, о нем складывали загадки, пословицы и поговорки.

Важное место в рационе занимало мясо. Оно и сейчас встречается не только в главных блюдах, но и в закусках. Пряностей же немного – черный и красный перец. Многие блюда схожи с блюдами татарской кухни. Из выпечки это треугольники (өсбошмаҡ), перемячи (бәрәмәс), бэлиши (бәлеш). Как и у других мусульманских народов, на столе башкир не будет алкоголя и свинины. 

Но вот коронное блюдо башкир – бишбармаҡ – не характерно для татарской кухни, а встречается у других кочевых народов (киргизов, казахов).

«В переводе оно означает «пять пальцев»: раньше его ели руками, а сейчас используют столовые приборы, — рассказывает Карлугач Киреева. – К нему обязательно подают ҡорот. Он помогает сгладить высококалорийность блюда. Сильно высушенный ҡорот твердый, как камень, его удобно брать с собой путникам. Едят его после размачивания». 

Национальный нагрудник для невесты

В старые времена родители нередко сватали детей еще в раннем детстве. Обычай назывался ҡолаҡ тешләтеү (дословно «укусить ухо»). Мол, мальчик, который укусил девочку за ушко, считается её женихом. В знак скрепления договора представители обеих семей пили из одной чашки мёд или кумыс. Если же отец девочки спустя время отказывался от соглашения, то должен был заплатить немалый штраф. 

«Многие старинные традиции можно и сейчас увидеть на праздниках. Например, на нашей свадьбе я разбрасывала по двору зерно из ведра в знак благополучия семьи, а потом шла за водой –  после этого новоиспеченная жена становится хозяйкой,  – вспоминает Карлугач Киреева. – А ещё девушки вышивают и украшают монетами национальный нагрудник, который надевают на свадьбу. По поверьям, звон монеток отгоняет злых духов. Кстати, все эти обычаи можно вспомнить на занятиях в нашей воскресной школе в Нижнекамске. К нам приходят дети и взрослые, те, кто хорошо знаком с традициями и те, в чьей семье они не сохранились. Мы изучаем язык, историю, народное творчество, готовимся выступать на концертах и конкурсах. Любой, кто интересуется башкирской культурой, может присоединиться к нашему объединению. Рәхим итегеҙ!»

ДЕТАЛИ

В танцевальных соревнованиях участвовали парни, а в скачках - ещё и девушки

Член Союза писателей  РФ и Башкирии Клара Балтина: 

«Я выросла в башкирском городе Туймазы, и летом часто отдыхала в деревне Чишма Кармаскалинского района. После сенокоса, помню, проводился праздник «Уйындар» («Игрища»). Вечером молодежь собиралась на полянке за деревней, пели песни, частушки. Задавал тон празднику самородок-гармонист. Звучал и курай, причём часто музыкальный инструмент делали из местного тростника.

Парни устраивали танцевальные соревнования - считалось, что лучший танцор потом станет лучшим воином. Проводились и скачки. А вот в них принимали участие и девушки. Девушке давали фору, и если парню удавалось догнать и на ходу прикоснуться к щеке соперницы, она дарила ему собственноручно вышитый платочек. Молодые люди на этом празднике присматривались друг к другу, появлялись влюбленные пары.

Что касается блюд, из детства помню колобки, которые пекли мама и бабушка, – күмәс (кумеч). Как в сказке, делали их на сметане. Еще у нас готовили көлсә (пресные лепешки), кыҫтыбый (лепешки с картофелем), сәк-сәк (чак-чак), аналог татарского, но крупнее. Готовили плоские пресные пироги с картошкой, которые разрезали вдоль и поливали маслом. 

У нас «черемуховый» край, и часто готовили очень вкусные пироги с этими ягодами, протертыми между деревянными жерновами, и, конечно, с калиной, земляникой,смородиной. 

Интересное блюдо – «тултырылған тауҡ»: потрошеную курицу плотно зашивали нитками и наливали в горлышко сырые яйца. Потом его тоже зашивали и варили курицу. 

Обязательно на столе были мёд, кумыс и сметана. Гости на садились на деревянный настил – сакэ, а угощения ставили на скатерть, расстеленную на сакэ».

АФИША

Что посмотреть на фестивале башкирской культуры?

Тимур Юсупов, заместитель председателя Региональной национально-культурной автономии башкир РТ, директор КЦ «Залесный» в Казани:

«В 2022 году на реализацию трёх башкирских проектов мы получили поддержку федерального Президентского Фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Один - «Народная сокровищница - Milli» - уже реализован. Он  и включал мастер-классы  и выставки, посвященные материальному и нематериальному искусству башкир.

 А 23 ноября  в Казани состоится большой просветительский форум в рамках второго грантового этнопроекта «Башкирская сокровищница – Milli» - Фестиваль башкирской культуры (0+). Он организован совместно с Курултаем (Конгрессом) башкир РТ.

 Мероприятие начнётся в 10 утра  в Доме Дружбы народов (Павлюхина, 57) с выставки костюмов, украшений, головных уборов и продолжится мастер-классами по декоративно-прикладному искусству. В 13 часов насчётся гала-концерт, где покажут отрывки из обрядовых фольклорных композиций в исторических костюмных реконструкциях.

Выступят башкирские творческие коллективы: фольклорный театр песни «Ак тиряк» Культурного центра «Залесный» из  Казани, народный  ансамбль «Гульназира»  из  Набережных Челнов, фольклорный ансамбль «Сал Урал» из Нижнекамска и ансамбль «Сынрау торна» из Казани. Ожидаются также артисты и гости из Башкортостана. Приглашаем всех желающих.

То, что в этом году выделено сразу три федеральных гранта, для нас большая ответственность и стимул сделать как можно больше. Радует, что к проектам подключились множество специалистов, общественных деятелей, волонтёров из Татарстана и Башкортостана».