Об истории, успехах, проблемах - дирижёр и художественный руководитель «Ренессанса» Анастасия Илюшкина.
На одном языке
- Посольство Южной Кореи выражает вам восхищение за выступление, наместник Александро-Невской лавры благодарит за участие в концерте, посвящённом детям, погибшим в Беслане, отмечая, что при звуках вашей музыки встал весь зал… Эти и многие другие благодарственные письма впечатляют. Как начинался «Ренессанс»?
- Мы, выпускники Казанской консерватории, в 2003 г. подхватили эстафету оркестра, которым руководил мой педагог Рудольф Бренинг. В Доме учёных люди разных профессий, влюблённые в музыку, устраивали концерты, привлекавшие интеллигенцию города. Формально - самодеятельность. На деле - высочайший профессионализм. Когда маэстро перенёс инсульт, мы решили продолжить традицию.
Р. Бренинг подарил мне свою дирижёрскую палочку, благословил. Но из Дома учёных нас попросили на выход. Приют нашли в Немецком доме, в кирхе. Там были рады, сказав, что давно мечтали иметь оркестр. Бренинг, российский немец, в своё время тоже там выступал. Начали с квартета, сейчас наш постоянный состав - 16 музыкантов, в основном струнные инструменты. При необходимости приглашаем духовиков и клавишников: орган, клавесин. Ректор Казанской консерватории, органист, профессор Рубин Абдуллин не обделяет нас своим вниманием, помогает.
- Вы исполняете только западноевропейскую классику?
- В первую очередь Баха и Генделя. Это основоположники духовной музыки. Однако на Универсиаде в Южной Корее исполняли и Чайковского, и татарских композиторов. Произведения Р. Яхина так понравились корейцам, что они даже ноты попросили. Музыка - интернациональный язык, не требует перевода. В Ю. Корею нас пригласил маэстро Но Тай Чол, дирижёр Сеульского симфонического оркестра. Он является также главным приглашённым дирижёром оперного театра в Улан-Удэ. Маэстро делает всё, чтобы Россия и Корея стали ближе, его авторитет в стране высок.
- А в каких странах вы ещё выступали?
- Во Франции, Швейцарии, Монако, Италии. Приглашают филармонии, творческие союзы… В прошлом году выступали в Польше, во Вроцлаве, в знаменитом старинном зале. Там, как и в казанской кирхе, духовная музыка звучит по-особенному. Исполняли Баха, Чайковского и как дань уважения произведение Р. Бренинга для струнных «На окраине Казани». Планируем поехать в Будапешт, в ноябре - в Москву. Мы концертировали и во многих городах России. Гастроли у нас ежегодно, все выступления некоммерческие.
Конь и трепетная лань
- Но ведь музыканты «Ренессанса» имеют по второму образованию и другую работу, которая кормит. Как удаётся всё совмещать?
Ну а детишки буквально растут на репетициях и концертах, сызмальства приобщаясь к музыке. В «Ренессансе» есть и экономисты, и психологи, и менеджеры, и учителя музыкальных школ, и даже инженер по противопожарной и охранной сигнализации. Моя сестра - Полина художник, играет в оркестре. И все мы не на плохом счету на работе, которая кормит. Лично я - юрисконсульт.
- Ледяные дефиниции юриспруденции повергают в ужас творческую личность. Это вещи несовместимые?
- Хороший музыкант, как и хороший юрист, имеет право на свою точку зрения, аранжировку и трактовку в рамках строгих правил и законов. Гендель тоже был юристом. Он писал, что ему было бы досадно, если бы его музыка доставляла только удовольствие, поскольку его цель - сделать людей лучше. Мы тоже стараемся.
- Не кажется ли вам, что в Казани и так много оркестров?
- И это хорошо! Музыкальная культура отражает духовную сущность города. Нам приятно, когда за рубежом и в стране говорят, что знают Казань не только как спортивный центр. Слава города светит всем, как солнце.
- Вы с 2004 года проводите детские музыкальные фестивали. Зачем?
- Да, они называются «В мире музыки и сказки». Юные музыканты и вокалисты получают возможность попробовать себя и сольно, и с оркестром. Для детворы это очень важно! Находим спонсоров, какие-то призы. Это проблемно, но детей надо воодушевлять. Кирху, где выступает «Ренессанс», многие казанцы стали воспринимать как одну из концертных площадок. Абонементы на концерты мы просто дарим.
- Молодёжь привлекают нынче иные ритмы…
- А есть у вас мечты?
- Де-юре у «Ренессанса» нет профессионального статуса. Нам требуется поддержка, допустим, в виде гранта. Подчинённость не имеет значения, мы готовы работать под любым крылом, полностью посвятить себя музыке. Ведь мы уже доказали и свою востребованность, и свой профессионализм, представляя Казань в стране и за рубежом. Мы любим свой город и республику. Чуть-чуть любви и понимания с другой стороны необходимо, чтобы «Ренессанс» и дальше приносил радость людям, делал их лучше.
Смотрите также:
- Мужская работа. Александр Сладковский о музыке, казанской публике и фортуне →
- Джазмен и медные трубы. Как Вадим Эйленкриг «Pink Floyd» играть учил →
- Татарский ход. Секреты ансамбля песни и пляски Тататарстана →