Открытиеэкспозиции «Айвазовский и флот» приурочено к двум датам: 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию сражения при Гангуте – первой победы русского флота. Полотна привезли в Казань из Санкт-Петербурга, Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ.
По словам Розалии Нургалеевой, директора госмузея ИЗО, эта комплексная выставка уже прошла в нескольких городах и получила множество отзывов.
Имя Ивана Айвазовского (1817—1900), российского художника-мариниста еще при жизни обрастало легендами, слава о нём простиралась далеко за пределы России. В 22 года он уже стал профессиональным художником за серию картин, написанных им в поездках по Крыму. Обласканный при царском дворе, в 27 лет Айвазовский был назначен на должность живописца Главного морского штаба, где сделал уникальную для творческого человека карьеру — стал действительным тайным советником, что согласно Табели о рангах соответствовало чину адмирала.
Погибшее судно
Экспозиция расположилась на втором этаже музея изобразительных искусств. Она представлена 52 предметами. Это 12 живописных и шесть графических работ Айвазовского, все они связаны с военно-морским делом. На представленных на выставке полотнах изображены батальные сцены Крымской и русско-турецких войн, жизнь русского флота, морские катастрофы и виды морских городов на Балтике. Художник часто создавал картины вслед за произошедшим событием или вскоре после него.
Так, особое чувство вызывает картина «Гибель корабля «Лефорт» (1858, холст, масло). В основе сюжета произведения живописи – катастрофа, которая произошла в водах Финского залива в 1857 году. Тогда всю Россию потрясла весть о гибели 84-пушечного корабля «Лефорт».
В аннотации к картине написано: «На переходе из Ревеля в Кронштадт у острова Тютерс корабль попал в шквал, опрокинулся и затонул. Погибли все, кто в этот момент находился на борту: 13 офицеров, 743 матроса и пассажиры – 53 матросские жены и 17 детей.
Останки судна, место крушения которого до того времени было неизвестно, нашли лишь в мае 2013 года».
Айвазовский откликнулся на это трагическое событие, создав аллегорическую картину. На полотне изображено крушение корабля, гибнущие люди, которые тянут руки к Спасителю. По замыслу художника, первыми на пути в рай оказываются безгрешные дети, за ними – их матери и моряки. А грешники оказываются на дне моря вместе с останками корабля и тянут руки к Господу в надежде на спасение.
Круглые корабли и Андреевский флаг
Помимо произведений живописи и графики, Центральный военно-морской музей представил уникальные экспонаты из коллекций императора Николая II Александровича и Великого Князя Константина Николаевича: морские флаги, модели кораблей, зрительные трубы, песочные часы, секундомер, лупа, компас, барометр, румбограф и другие.
Вот, например, модель круглого корабля – поповки «Новгород». Наверняка она будет интересна не только знатокам истории и военно-морского дела России.
Как известно, после Крымской войны Российской империи было запрещено иметь на Чёрном море военный флот. Но необходимость в охране рубежей всё равно сохранялась, поэтому по проекту вице-адмирала Андрея Попова были построены такие круглые корабли (поповки), которые несли службу на границе. Вроде и не похожи были эти суда на военные, но в то же время выполняли свою боевую задачу. Помимо поповки «Новгород» на выставке можно увидеть другие модели кораблей: минного катера «Ксения», 120-пушечного корабля «Великий князь Константин».
Ещё два экспоната, которые, несомненно, привлекают внимание – это настоящий Андреевский флаг эскадренного броненосца «Цесаревич» — участника Русско-японской войны 1904—1905 годов, являвшегося флагманским кораблём 1-й Тихоокеанской эскадры, находящейся в Порт-Артуре, а также гюйс ботика Петра I, который поднимался во время различных торжеств во второй половине XVIII века.
Выставка будет работать до 8 февраля 2015 года.
Смотрите также:
- Какими были стильные люди 20-40-х гг? В музее ИЗО открылась фотовыставка →
- О символе 2014 года по-казански: лошадь в графике, в дереве и из бронзы. →
- В РТ откроется выставка «Жесть 70-х. Наивная эротика советского времени» →