Симфония войны: как татарские композиторы дрались с врагом в годы ВОВ

из архива Альбины Абсалямовой / АиФ-Казань

Музыка «Катюши»

Фарид Яруллин (второй в верхнем ряду) с коллегами. Фото: АиФ-Казань / из архива Альбины Абсалямовой

Автор музыки к популярному балету «Шурале» 26-летний Фарид Яруллин, ушёл на фронт добровольцем 24 июля 1941 года. Правда, до постановки первого национального балета командир стрелкового взвода Яруллин не дожил, погиб в бою.

   
   

Но сначала доброволец окончил Ульяновское пехотное училище, так что на фронте он сражался с декабря 1942-го. «Был он решительным командиром, бодрым, энергичным, общительным, хотя и отличался какой-то совсем не строевой выправкой, – вспоминал о Фариде Яруллине командир его роты Д. Самойлов. – Помню под Старым Бузцом мы заготавливали лес на сапёрные нужды. Вечером я встретился с Яруллиным у ротной кухни. Сидел он на пне и постукивал по нему пальцами, будто по клавишам. Я заинтересовался и спросил, что это он выстукивает? Яруллин ответил: «Да так… Я ведь музыкант». Тогда я предложил ему сыграть на гармони. Но он почему-то отказался. Потом как-то Яруллин рассказывал, что до войны, во время отпуска, он плавал летом на теплоходе от Москвы до Казани и обратно. Месяц туда, месяц назад. Спросил – кем же он работал, что имел такой большой отпуск? Яруллин ответил: «Я композитор…».

Этот молодой композитор был участником Курской битвы. 31 июля 1943 года после окончания сражений он писал жене с фронта: «Прочь к чертям иллюзии о музе! Настоящая музыка была здесь, когда шестнадцатиголосая контрапункция «Катюши» в ансамбле с «Лука-Лукичом» и «Марфушей» в общей симфонии рева воздушных и наземных богатырей подняли вверх тормашками всех головорезов Гитлера. Такую симфонию я ещё не встречал ни в одной музыкальной литературе мира!...»

Балет Шурале 50-е годы Фото: АиФ-Казань / из архива Альбины Абсалямовой

За Курской битвой последовала Смоленская наступательная операция. Полк Яруллина шёл на запад вдоль железной дороги и шоссе Москва – Минск. Он погиб в Витебской области Беларуси на подступах к Орше 17 октября 1943 года, когда ему было всего 28 лет. Кроме балета «Шурале» за свою короткую жизнь он успел написать три пьесы для скрипки с фортепиано, сонату для виолончели с фортепиано, струнный квартет, первую часть симфонии, а также несколько романсов и множество песен. Композитора похоронили в деревне Новая Тухиня. А премьера балета «Шурале» состоялась в Театре оперы и балета в Казани 12 марта 1945-го.

Война не загубила таланты

Осенью 1942 года прямо из Казанского музыкального училища призвали в армию 21-летнего Рустема Яхина, будущего автора музыки к гимну Татарстана. В войну он был стрелком зенитно-артиллерийской дивизии. Как пианист аккомпанировал ансамблю песни и пляски Московского фронта противовоздушной обороны. В награду получил медали «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

Рустем Яхин Фото: АиФ-Казань / из архива Альбины Абсалямовой

А вот композитор Энвер Бакиров, автор популярного национального балета «Золотой гребень» или «Су анасы» («Водяная»), окончил Казанскую консерваторию уже после войны, в 1952 году. Хотя первую песню он написал ещё в 1937-ом. Военной службе он отдал около семи лет жизни, уволился в 1946 году в звании гвардии лейтенанта.

Вёл бойцов в атаку под звуки марша

Не оставил творческую работу в войну и композитор Масгут Латыпов. На фронте он создал многие свои произведения, включая популярный среди красноармейцев «Марш Н-ного полка», «Наказ воинам Н-ной дивизии», «Частушки», «Били, бьём и будем бить», «Геройски погибшим товарищам», «Санинструктор Лукоянов» и другие мелодии.

   
   
Масгут Латыпов Фото: АиФ-Казань / из архива Альбины Абсалямовой

Его призвали на фронт в 1941 году, и всю войну он руководил ансамблями художественной самодеятельности различных воинских частей. Военные музыканты много времени проводили на передовой. Причём не только с выступлениями в землянках, окопах и воронках, но и как рядовые солдаты, бесстрашно сражаясь с врагом. Так, медаль «За боевые заслуги» Латыпов получил за бой под Великими

Луками. Тогда ансамбль песни и пляски под его управлением как раз выступал на передовой, вдохновляя бойцов на очередную победу. Неожиданно им пришлось бросить инструменты и принять бой наравне со «зрителями». Музыканты проявили геройство и отвагу.

В мае 1943-го в татарской газете «Вперёд, на врага!» о нём даже написали очерк. В нём Абдулла Ахмет писал: «Бойцы вдохновенно и с большим внимаем слушают его марш, посвящённый славной Н-ной дивизии. И правда, эта музыка напоминает красноармейцам их стремительные атаки и зовёт их вперёд, даёт им новую силу и душевный подъём».

Домой Масгут Латыпов вернулся с орденами Великой Отечественной войны, Красной звезды и медалями. После войны он продолжал руководить ансамблем песни и пляски Казанского военного округа.

Кстати
Творчеству композиторов-фронтовиков Татарстана был посвящён второй вечер из цикла «Встречи у «Вечного человека», которые раз в месяц проходят в выставочном зале «Манеж» Казанского кремля. Раз в месяц здесь собираются потомки деятелей культуры РТ, чтобы напомнить казанцам о подвигах своих знаменитых родителей, бабушек и дедушек. Идейным вдохновителем этих встреч и их ведущей стала Альбина Абсалямова, куратор выставочного проекта «Вечный человек», поэтесса, основатель клуба потомков деятелей культуры РТ «Династия». Следующий вечер под названием «В одной газете...» состоится 21 ноября в 17.00 в «Манеже». Речь пойдёт о татарских фронтовых газетах и участии в них журналистов, писателей и художников Татарстана.

Смотрите также: