«В автошколах учат водить на 2%». Мастерство водителей глазами автогонщика

Отработать навыки управления машиной в экстремальной ситуации проще всего на льду - скорость машины в этих условияхневысокая. © / Елена Склярова / АиФ

Свыше 1500 человек пострадали в ДТП в минувшем году в одной только столице республики. Но многих дорожно-транспортных происшествий можно было бы избежать, если бы автомобилисты владели защитным стилем вождения.

   
   

Как управлять авто на скользкой дороге, для чего стоит научиться управляемым заносам и каким образом можно улучшить схему движения на дорогах Казани?

Об этом интервью «АиФ Казань» с Олегом Шатовым, автогонщиком, создателем и руководителем Казанской высшей школы водительского мастерства, которая работает уже 25 лет.

Полицейский разворот

– "АиФ Казань", Венера Вольская: Олег Юрьевич, смертность на дорогах в  нашей стране существенно выше этого показателя в Европе, хотя уровень автомобилизации ниже. Дороги улучшаем, правила дорожного движения оттачиваем, пешеходные переходы подсвечиваем, а ситуация кардинально не меняется. Почему?

Олег Шатов: Здесь  много факторов, но я  в работе сталкиваюсь с навыками вождения и могу оценивать их. Могу утверждать, что выпускник автошколы, только что получивший права, умеет водить на 1,5 –2%  от того, что можно уметь не-спортсмену, а водитель с некоторым опытом – на 5%. В связке «водитель – автомобиль – дорога –  среда» самое  слабое звено именно водитель. Из-за его поведения случается  большинство ДТП.

 – Чем тут может помочь методика на базе раллийной подготовки?

– В конце 1990-х мне повезло познакомиться  с заслуженным тренером России по ралли, профессором Российской государственной академии физкультуры Эрнестом Цыганковым. Гуру в области теории управления авто многие годы обучал вождению лучших раллистов страны. К тому времени его методика уже представляла собой стройную систему.

   
   

В основу была положена физика движения автомобиля, на практике изученная спортсменами. Они двигаются не по специально построенным трассам, а по тем же улицам, что и все, только в предельных режимах для авто и человека.

У них задача ехать быстро, а у обычного водителя — успешно добраться из точки А в точку Б. Позже я начал сам заниматься этим направлением в Казани.

 – В системе обучения профессора Цыганкова ведь и преподавание построено по-другому?

– Да, важна последовательность упражнений. Сложность должна нарастать постепенно. А учить есть чему. Одних приемов начала движения (того, что называют троганием с места) существует больше трех десятков, руления – 22, а торможения – 140 видов.

– Что вы отвечаете скептикам, которые говорят: «я 25 лет за рулем, а аварий всего чуть – значит, умею»? Или «езжу медленно, мало, всего по трем маршрутам, мне раллийная подготовка ни к чему».

 – Опасная порой ситуация возникает внезапно, и тут только от навыков и быстроты вашей реакции зависит тяжесть последствий. Занос, на встречку вылетел автомобиль и так далее.

Кстати, езда со скоростью намного меньше скорости потока – тоже фактор ДТП.  Другие водители раздражаются, и риск  ДТП растет, если не с провокатором, так с другими участниками дорожного движения.

 – В вашем центре  есть «школа скольжения». Что это такое?

  – Отработка приемов активной безопасности при низком коэффициенте сцепления. Это делается на льду. В таких условиях очень просто смоделировать реальные критические ситуации, связанные с потерей устойчивости и управляемости автомобиля на скользкой дороге. Обучение безопасно  для водителя и его машины, так как все происходит на скорости не более 30-40 км/час.

Раз развитие ситуации значительно медленнее, чем  на зимней дороге или влажном асфальте, проще  понять ее закономерности, выработать необходимые рефлекторные действия. Обучаем эффективным приемам торможения на скользкой дороге и выходу из таких критических ситуаций, как снос передней или занос задней оси. «Курсанты» быстро осваивают и разворот на месте. Кстати, зимняя контраварийная подготовка пользуется большой популярностью.

Сбросить скорость за одно вращение

  – Бич последнего времени в Татарстане - наезд на животных: «сбил медведя», «наехал на трех кабанов»   – это  реальные новостные сводки. С  дикими животными ЧП  у меня не бывало, а вот домашние выскакивали под колеса. Увы, не только скорость реакции оставляет желать лучшего, но мешает и страх совершать резкие движения. Не будешь выворачивать руль, если не знаешь, как себя поведет машина.

–  А страх совершать резкие движения обоснован.  Иначе может получиться так: объезжал собаку – вылетел на остановочную площадку и сбил людей. Маневр должен быть с сохранением контроля над автомобилем, и это достигается только практикой, сами по себе эти навыки при размеренной езде не появляются.

Причем нужны не несколько часов тренировок, а намного больше. Надо учитывать, какая скорость, есть ли рядом другие автомобили, каково состояние дороги, словом, много нюансов. Резкий, сильный удар по тормозам на определенной скорости безопаснее, чем поворот руля.

  – Порой вижу, как где-то на безлюдных трассах  тренируются автомобилисты – устраивают себе заносы.

 – И это чаще всего это неуправляемое вращение. Адреналин плещет, понимаю. Но гораздо приятнее контролировать машину.

– А вот еще читала о случае за рубежом – салонные коврики были нестандартные, и на скорости  педаль тормоза застряла в желобке коврика, не сработала. Закончилась поездка трагически.  А в автошколе  такие ЧП не разбирают...

 —  Коврик в салоне  авто «не родной» – это ответственность водителя. Он отвечает за безопасность. Обувь тоже нужно выбирать максимально удобную для управления. А у нас люди ездят в сланцах, в валенках. Чего не в коньках тогда?

 – А если все же попал в такую ситуацию, нужно тормозить  двигателем или действовать ручным тормозом?

– Если  ручник электронный, то не получится его включить: он имеет защиту от срабатывания ручника в движении. Экстренное торможение двигателем тоже не заложено на современном автомобиле. То есть все зависит от особенностей машины. (Кстати, поэтому к нам приходят учиться контраварийному или экстремальному вождению именно на своем авто)

А так  есть разные приемы:  где-то ручник и включение пониженной передачи, где-то управляемый занос или боковое скольжение. Вращение вокруг оси хорошо гасит скорость. Я как-то показывал  на практике, как за один оборот на льду скорость снижается с 80 км/ч до 20.

– Но, понятное дело, нужна тренировка. Кто посещает школу высшего водительского мастерства активнее,  мужчины или женщины?

 – Пятьдесят на пятьдесят. Когда мы начинали школу, не ожидали, что появится контингент желающих освоить не высшее водительское мастерство, а получить начальные навыки. На курсе «Первые шаги» действительно больше  представительниц прекрасного пола. Часто  приходят сюда те, чьи права несколько лет пролежали в тумбочке  или кто после окончания автошколы не может заставить себя сесть за руль.

 – Да, это не редкий случай. Заканчивала в 2008 году одну из лучших автошкол в Казани. ПДД  мы знали назубок, но вот с вождением все было плохо. Время от времени государством предпринимаются меры по улучшению подготовки водителей в автошколах. Срок обучения, к примеру, увеличивают. Помогает?

– Пока все это малоэффективно, как в известной басне «Квартет», где музыканты не знали нот. В первую очередь надо хорошо обучить самих преподавателей вождения, включая мастеров производственного обучения в ссузах. Редко какие инструкторы или школы это делают по своей инициативе. Однажды, правда,  был заказ обучить всех инструкторов автошколы по всей нашей программе. Но ребята были из  Северодвинска.

 – А что скажете об уровне культуры водителей? Сейчас ведь в сеть выкладывают инциденты с беспредельничающими, это работает?

– На мой взгляд, за 25 лет он серьезно не улучшился. Встречается все - от манеры не включать по воротники до рискованного выезда на встречку. Иначе как наплевательским отношением  к другим автомобилистам это не назовешь. Борьба с автохамами, которые паркуются не по правилам, уже больше на слуху, но тут сама проблема неоднозначная – не всегда дело в водителе, во дворе «человейников» просто порой припарковаться негде.

Без каши и сумбура

– На что обратите внимание водителей зимой?

– Надо увеличивать дистанцию между своим и впереди идущим авто. Не только чтобы не врезаться в него, а ради улучшения обзора и запаса времени для оценки ситуации и реагирования. Меньше вероятность групповой аварии. Очевидна и рекомендация снижения скорости движения  – тормозной путь зимой существенно больше. Но, несмотря на очевидность, она часто не соблюдается. Как летели по проспекту Победы в Казани, так и летят. Ну и внесезонный совет: не водить машину одной рукой. Случись выбоина на дороге, лопни колесо  – одной рукой вы не удержите машину.

 –Что посоветуете по зимней резине?

– Нежелательно ездить на резине старше 4 лет: она с возрастом  снижает  свои свойства, например, эластичность, теряются и шипы. Не надо дожидаться износа зимней резины до индикаторов.

– Где на дорогах Казани вы бы поменяли дорожные знаки?

 – Беда Казани – переизбыток дорожных знаков на  некоторых участках дорог. Власти можно понять, они перестраховываются. Но забывают, что если знаков сразу много, то водитель некоторые упустит из внимания, а значит, риск ДТП это не снизит. Каши и сумбура не должно быть.

Еще одна проблема – дорожные знаки не просматриваются. Например, есть «лежачий полицейский», о котором многие узнают после удара об него, поскольку знак «искусственная неровность» спрятан в кроне дерева.

 По Казани запретили поворот налево на многих перекрестках, но не всегда продуманно. Например, я еду из дома по новому Вознесенскому тракту 12 минут, а в обратную сторону 40 минут. Нужна возможность разворота.  Вообще вот этот принцип «запретить, но не предложить альтернативы» в схеме дорожного движения встречается часто и очень мешает.

ДОСЬЕ

Олег Шатов. Родился в Казани, закончил КНИТУ-КАИ по специальности  инженер-электромеханик.  Помимо руководства учебной работой в Казанской школы высшего водительского мастерства, занимается тест-драйвами автомобилей, организацией любительских автогонок, участвует в гонках.

За годы работы школы в ней проходили подготовку водители кабмина, патрульно-постовой службы милиции Казани, взвода сопровождения ГИБДД, службы охраны президента РТ, а также персональные водители подразделений "Татнефть", "Казаньоргсинтез" и др.