Примерное время чтения: 7 минут
182

На лекарства или в асфальт? Так ли нужны ли масштабные расходы на дороги

На строительство скоростного автобана М-12 в Татарстане потратят в 2022 году 101 млрд руб.
На строительство скоростного автобана М-12 в Татарстане потратят в 2022 году 101 млрд руб. Автодор

В Татарстане планируют в 2022 году потратить на дороги 170 млрд рублей.  Насколько разумны эти расходы? «АиФ-Казань» выяснил мнения экспертов.

Эх, прокачусь!

О планах дорожников на этот год рассказал в недавнем выступлении в Доме правительства министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.

«Мы в этом году в республике должны построить, отремонтировать дорог и искусственных сооружений на сумму около 170 млрд рублей. Такого в республике никогда не было, – сказал он. – Поэтому наша задача сконцентрироваться».

На программу дорожных работ РТ предусмотрено более 46 млрд рублей, планируется построить 52,5 км дорог, отремонтировать – 610 км.

В частности, на федеральных трассах продолжится реконструкция участка 36-километрового участка М-7 и подъезда к аэропорту «Казань», начато строительство участка М-7 на отрезке обхода Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом через Каму. Он позволит на час сократить время в пути до Казани.

Что касается социальных программ по ремонту дорожно-уличной сети, в этом году будут реализованы три основных проекта. Например, намечено устройство щебёночно-песчаного покрытия в населенных пунктах протяжённостью 150 км. Цена вопроса – 1 млрд руб. из бюджета РТ.

Обновят  и асфальтобетон в  населенных пунктах (312 км), для этого предусмотрен ещё 1 млрд рублей. 1,25 млрд руб. потратят на ремонт 120 км дорог внутри городов, сёл и деревень. 

 Помимо этого, нынче будут отремонтированы 14 подъездных дорог к садовым обществам и еще 12 – к фермерским хозяйствам, рассказал глава Миндортранса РТ. 

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году запланирован ремонт 31,4 км дорог регионального значения, на это потратят около полумиллиарда рублей из бюджета РТ. Кроме того, проведут ремонт на 33,8 км дорог Казанской агломерации. Выделено 604 млн руб. средств федерального бюджета и 2 млрд руб. республиканского.

Не забыли и про два других мегаполиса. На реконструкцию 2,6 км и ремонт 20,3 км дорог Набережночелнинской агломерации будет направлено 1,36 млрд руб. из бюджета Татарстана. Планируется капремонт 3,14 км дорог Нижнекамской агломерации.

Также реализуют меры по улучшению безопасности дорожного движения. Для этого ГИБДД РТ передали дорожникам информацию о 167 опасных участках дорог, больше трети из которых – места концентрации ДТП. С этим явлением, по словам министра, будут комплексно бороться. Планируется и строительство тротуаров на 13 участках автодорог, устройство освещения на 62 пешеходных переходах и остановках. На Горьковском шоссе для улучшения трафика демонтируют светофоры на 11 км от ул Музыкальная до М-7. 

Рассказал Фарит Ханифов и об участии в амбициозном проекте – строительстве платного автобана М-12 Москва – Казань с продолжением на Екатеринбург, который является частью транспортного коридора Европа – Западный Китай. На строительство татарстанского отрезка магистрали в этот сезон потратят 101 млрд руб., увеличив ранее запланированную сумму на 26%. Ценник вырос из-за инфляции и решения продолжать магистраль до столицы Урала. А это ещё плюс прокладка 425 километров совершенно новых дорог.

 «Работы ведутся по графику, – сообщил глава миндортранса РТ. – По РТ пройдут 7 и 8-й участки трассы М-12 протяжённостью 72 и 70 км. На 7 этапе обустройство дорожного полотна выполнены на 90 и более %. Восьмой этап включает возведение моста, сейчас идёт надвижка металлических конструкций».

Трассы или лекарства?

Однако не у всех в РТ идея «закатать в асфальт» 170 млрд рублей, из которых немалая часть выделяется из республиканского бюджета, вызывает восторг. Скоростной автобан, конечно, дело хорошее. Но качественная и доступная медицинская помощь населению – ещё нужнее, считают ряд экспертов.

«Здравоохранение РТ с учётом средств Фонда обязательного медстрахования и денег, выделяемых из бюджета республики, располагает примерно 90 млрд руб. в год. Если кусок казённого «пирога», который получает эта отрасль, был бы увеличен, разумно было бы направить деньги на обеспечение граждан бесплатными лекарствами, – считает завкафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГМУ Анас Гильманов (в 2001–2011 гг. – замминистра здравоохранения РТ). – Не случайно многие развитые страны мира выделяют средства страхования и на это, а не только на медпомощь. Проблема действительно острая: врачи часто не могут добиться эффективного лечения при амбулаторной помощи, потому что у пациентов нет возможности приобрести нужные препараты. Особенно это характерно для малообеспеченных семей и людей старшего поколения.

Высока потребность и в высокотехнологичной медпомощи. Финансы выделяются, но очереди тем не менее есть. Нужны средства на лечение людей с редкими заболеваниями, не секрет и то, что люди часто вынуждены объявлять сбор денег для тяжелобольных».

Впрочем, Анас Гильманов не отрицает, что хорошие дороги тоже нужны здравоохранению – они обеспечивают доступность медицинской помощи, неотложка по асфальту в разы быстрее добирается до пациента, нежели по ухабистой грунтовке. Однако в любом случае почти двукратный «перевес» в бюджетных деньгах – повод задуматься об эффективности расходов.

МНЕНИЕ

Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко:

«Дороги в России из-за её протяженных территорий очень важны. До 30% себестоимости многих видов продукции занимают транспортные расходы. Кроме того, у нас суровый климат, что ведет к повышенным затратам на строительство и ремонт транспортных артерий.

В России порядка 30% дорог не имеют твердого покрытия, то есть это грунтовки. Для сравнения, в Болгарии и Азербайджане удельный вес таких дорог составляет около 1%, в Молдове порядка 5%. И если федеральные магистрали в 85 % находятся в нормативном состоянии, то по региональным дорогам показатель намного хуже - 45,8%.

В этой связи в Транспортной стратегии РФ до 2030 года указывается, что в стране сохраняется исторически сложившееся отставание в обеспеченности транспортной сетью от развитых стран: уровень покрытия территории сетью автодорог ниже в 2 – 4 раза. Отсутствует сеть высокоскоростных магистралей, удовлетворяющих спрос населения на качественные транспортные услуги и способствующих повышению пространственной связанности страны.

Противопоставлять дорожные программы социальным неправильно. Дорогами пользуются не только предприятия и организации, но и простые граждане. Особенно актуальна проблема состояния внутренних дорог в населенных пунктах, дачным участкам и т. д. Именно из-за несвоевременности медицинской помощи - прибытия врачей, транспортировки  больных - мы имеем повышенную смертность в сельской местности. Во многих случаях медики справедливо указывают на состояние дорог.

Что касается задачи снижения суммарных затрат на строительство,  эксплуатацию и текущий ремонт дорог, она, безусловно, актуальна. Есть примеры «золотых» трасс в России, когда имеют место высокие затраты на выкуп земель, приобретение строительных материалов. В части случаев  себестоимость строительства можно обосновать в процессе эксплуатации, в других случаях она неоправданна. Этот вопрос должен быть объектом пристального внимания Счётной палаты России».

КСТАТИ

Самая крупная дорога из сельских дорог, которую будут строить, располгается в Тукаевском районе. Намечена также работа над проблемными зонами под Казанью: реконструкция Горьковского шоссе протяженностью 12,8 км и дороги с улицы Осиновская  (выезд из жилого массива «Салават Купере» на Горьковское шоссе длиной в 1,4 км). Продолжат и строительство Вознесенского тракта (3,8 км), сообщают в миндортрансе РТ.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах