Об этом мы поговорили с главой Red Bull Media Network Михаилом Маштаковым, который занимается продюсированием контента и медиа-продвижением для этого известного бренда. За последние 10 лет Михаил лидировал множество проектов для таких компаний как adidas и Red Bull. За его плечами Олимпийские игры в Бразилии и России, Чемпионаты Мира и Европы по футболу.
В далеком 2006 году Михаил сидел на скучном занятии по электротехнике в одном из московских технических вузов и представлял себя совсем в другом месте. Менеджером футбольного клуба или организатором марафонского забега. После получения диплома и гордого звания “инженер” наш герой решил кардинально поменять свою жизнь и воплотить мечту - стать спортивным маркетологом и поработать с мировыми звездами.
- Начнем с вопроса, который точно интересует всех. Михаил, расскажите, что нужно для того чтобы начать карьеру в таких компаниях как Adidas и Red Bull?
- В первую очередь, нужно любить спорт, но не отжимания, приседания или Английскую премьер лигу, а спорт как бизнес. Например, научится продавать билеты на соревнования, организовывать матч-дей, привлекать спонсоров, понимать, как через спорт можно рассказывать целые истории. В общем, как и в любом деле - любить то, чем ты занимаешься.
- Тогда перейдем от советов к вашей карьере. Расскажите поподробнее про ваш карьерный путь.
После окончания технического университета я решил получить дополнительное образование в сфере спортивного маркетинга. В то время это было что-то новое, но в одном из университетов только открылась кафедра, которая готовила спортивных менеджеров. Я был среди первых 100 ее выпускников, но сразу найти работу по профилю не получилось. Поэтому, я решил набраться опыта и начал работать в американском коммуникационном агентстве Golin International. В итоге одним из моих клиентов стал банк, который спонсировал футбольный и хоккейный клуб. В итоге мы предложили клиенту выстроить свою коммуникацию в digital именно вокруг этих активов. Так, даже классическое агентство дало мне возможность применить свои знания в любимой сфере, а для банка проект стал прорывным и сайт, который рассказывает о спонсорских активах банка, работает до сих пор, спустя 15 лет.
- Следующий проект уже был полностью связан со спортом?
- Не совсем, но он дал поистине неоценимый опыт. В мире выставок есть свои Олимпийские игры и называются они World Expo. Ну и конечно, как это принято в мире Олимпиад - за право проведения таких выставок борются сразу несколько стран. Мне выпала честь отвечать за маркетинг заявки Екатеринбурга, который боролся за право проведения Экспо наравне с Измиром, Дубаем и Сан-Паулу. Это был очень сложный и интересный проект. В пул моих задач входило создание положительного имиджа столицы Урала в международных СМИ, лидирование всего коммуникационного направления, съемка заявочных роликов, участие города в важнейших мировых событиях. Например, мне посчастливилось заниматься участием Екатеринбурга в экономическом форуме в Давосе, где нашу заявку представляли первые лица государства уровня премьер-министра, а промо ролик снимать с режиссером из Голливуда.
- Вы же работали на двух Олимпиадах. Это опыт ЭКСПО помог попасть туда?
- Конечно, в том числе. Это была настоящая мечта! После того как мой контракт с ЭКСПО истек, мне предложили заниматься международным PR Олимпийских игр Сочи-2014 в роли Senior Media Relations Manager (старшего менеджера по взаимодействию со СМИ). Это была очень интересная работа на пределе человеческих возможностей. За время работы на Олимпиаде я провел не меньше сотни пресс-туров по объектам Игр, инициировал тысячи публикаций, провел десятки пресс-конференций. Моей работой было сделать так, чтобы на страницах изданий, сюжетах на тв все было именно так, как надо - идеально.
- Вам же есть с чем сравнивать. Какие впечатления остались от Олимпийских игр в Бразилии?
- Сравнить очень сложно. Так как в Рио я поехал уже в роли не сотрудника организационного комитета, а PR менеджера спортивного бренда adidas, где отвечал за все коммуникации. В Рио мне фактически не удалось посмотреть город, да и сама организация почти не запомнилась, так как 24/7 я был занят организацией интервью, съемок и фотосессий с атлетами, которые представляли adidas на Олимпиаде.

- Чем отличается работа на большой международный бренд от работы по организации мероприятий планетарного масштаба?
- Главное отличие - это временный характер работы, когда речь идет об организации мероприятий. Есть понятная дата окончания проекта. В работе на бренд все очень циклично, но не менее интересно. Особенно когда речь идет о легендарном бренде, adidas, с которым так или иначе соприкасался почти каждый человек на этой планете. Эта работа позволила мне познакомиться с великими спортсменами: Зинедином Зиданом, Икером Касильясом и Еленой Исинбаевой.
- Что классного удалось осуществить на национальном уровне? Чем больше всего гордишься?
- Так как я руководил всем пиаром, то все самые значимые запуски, продукты и инициативы были в зоне моей ответственности. Я отвечал за медиа-освещение запусков форм сборной России на Евро 2016 и Кубке Конфедераций, официальных мячей Лиги Чемпионов УЕФА нескольких сезонов, каждый год запускал на национальном уровне новые формы всех основных партнерских клубов adidas: Манчестер Юнайтед, Ювентус, Реал Мадрид, Милан. Очень важный проект случился в 2015 году, где я в роли руководителя медиа-коммуникаций организовывал подписание меморандума о сотрудничестве между министерством спорта РФ, Российским футбольным союзом (РФС), Немецким футбольным союзом (DFB) и аdidas Group. Программа призвана совершенствовать подход к обучению молодых футболистов в России с использованием передовой международной практики
Особенно я горжусь проектом с Girl Power FC. Это очень важная социальная история, где мне удалось организовать первое партнерство adidas и любительского женского футбольного клуба, сделать для команды эксклюзивную форму и написать коммуникационную стратегию для ее запуска. Медийная отдача была великолепной, так как о запуске первой формы написали десятки СМИ, а второй еще больше. Даже
Vogue, а потом и The Guardian. Ну и, конечно, на мой выбор повлияло то, что я до сих пор сотрудничаю с клубом в роли консультанта по маркетингу и коммуникациям.
Штаб-квартира полностью доверила локальному офису право на нейминг официального мяча Кубка Конфедераций FIFA 2019, и так получилось, что по итогам многочисленных фокус-групп, брейн-штормов и совещаний выбрали вариант, который предложил именно я. Мяч назвали “Красава”. Прелесть идеи в том, что это слово имеет несколько значений и два из них идеально подошли мячу. Так называют друг друга игроки в футболе, когда кто-то из них совершил удачное действие, а второе - это просто красота. Мяч был с изумрудным оттенком, и это имя ему очень подошло.

- Впечатляет! Что же могло заставить вас сменить такую интересную работу?
- Я сам был уверен, что три полоски это любовь на всю жизнь, но есть еще один бренд, поработать с которым я всегда мечтал. Даже есть личная история на этот счет. Когда я задумался о дополнительном образовании в области спортивного маркетинга, моя мама сразу задала мне вопрос, где бы я хотел работать с таким образованием. Я ни секунды не колебался и назвал бренд, который ассоциируется у меня с самыми крутыми проектами - Red Bull. Сначала меня пригласили в Red Bull на роль менеджера по коммуникациям, потом в структуре компании появилась позиция Head of Content, на которую меня незамедлительно пригласили. После реализации серии проектов, в рамках которых я смог проявить себя, меня повысили и я получил роль Head of Media Network. И вот теперь я сижу и разговариваю с вами о своей работе в доли руководителя Red Bull Media House в России.
- Про Red Bull послушать особенно интересно. Этот бренд и правда ассоциируется с самой сильной рекламой в мире.
- В этом и есть весь секрет, так как проекты про которые вы говорите, не являются рекламой. Реклама Red Bull это рисованные ироничные мультики, которые заканчиваются звонким джинглом “окрыляяяяет”. В своей нынешней роли я отвечаю за всю медийную составляющую бизнеса Red Bull. За создание всего контента, начиная от креатива и заканчивая пост-продакшн. Полностью курирую коммуникации вокруг нашего контента, мероприятий и амбассадоров. Также отвечаю за весь диджитал.
Как я уже говорил выше, часть этой работы направлена на продвижение бренда, а вторая часть - на то, чтобы продавать контент.
- Можете привести пример?
- Конечно! Несколько лет назад мы снимали документальный фильм о легендарной команде “Камаз-мастер”. Получился 30-минутный фильм с очень крутой картинкой. Его эксклюзивно показали на Red Bull TV, а потом права были проданы нескольким телеканалам со всего мира.
Еще один проект, который мы снимали в России с машиной Формулы-1 был продан Liberty Media, владельцу гоночный серии.
- Ого! А что это за проект?
Это один из самых сумасшедших проектов, которым мне приходилось руководить. В сезоне 2019 команда Формулы-1 Red Bull Racing устанавливала один рекорд пит-стопа за другим. И тут у меня родилась идея. Узнать, возможно ли провести пит-стоп (поменять колеса) в условиях невесомости? И сколько времени это может занять.
В России есть самолет, где поведение в условиях невесомости тренируют настоящие космонавты. Мы договорились с его хозяевами, привезли машину Ф-1 и команду, которая проводит пит-стопы.
Конечно, это произошло не сразу. Подготовка проекта заняла 6 месяцев. За это время мы с командой разработали раскадровку и эскизы декораций для съемочной площадки, сделали 3D-анимацию съемки, построили декорацию для репетиций, на которой ребята могли потренироваться с использованием очень легкого макета машины.
После упорных репетиций мы установили в самолете больше четырех тонн оборудования и декораций. Для съемки использовали систему слайдеров с удаленным контролем и уникальным захватом внутри фюзеляжа, которая обеспечивала плавное и стабильное движение камеры в невесомости.
У нас был один «тестовый» прогон, но время стоило очень дорого, так что на этом полете мы уже снимали. Спустя 7 дней и множество полетов проект был снят.

Вы не представляете, сколько раз на протяжении этого проекта я слышал слова «это невозможно». Сделать невозможное возможным — вот что меня, действительно, вдохновляет. Для того чтобы организовать съемку, мне понадобились усилия более 100 человек и очень благодарен всей команде. Руководить такой слаженой командой - огромное счастье!
Их труды были вознаграждены сполна. Проект собрал миллионы просмотров, о нем написали самые большие мировые СМИ. Wired, CNN, NBC, Top Gear. Я не смогу назвать хотя бы одно весомое издание, которое проигнорировало эту новость. За звуковое оформление этот ролик получил легендарную награду EMMY.
Настоящий успех!
- Думаю на этом наш разговор можно закончить, не думаю, что у вас есть что-то интереснее. Но позвольте задать вам еще пару вопросов. Я знаю, что вы принимали участие во множестве проектов в Татарстане. Можете рассказать о них?
- Да, это правда. Меня очень многое связывает с этим регионом. Три года подряд мы проводили в Казани гонку на самолетах Red Bull Air Race, где я отвечал за производство трансляции, видео и работу с прессой. Соревнования проходили в центре города над рекой и собрали около 100 000 зрителей. Этапы гоночной серии проходили еще в Японии, США, Венгрии и Австрии. Очень зрелищное мероприятие.
Ну и, конечно, “Камаз-мастер”. Национальная гордость, 19-кратные победители «Ралли Дакар», сильнейшая команда мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков. Кстати, с этой командой мне посчастливилось сделать целых три проекта в роли креативного продюсера.
С ними каждый год я делал минимум по одному громкому международному проекту. В видео, которое я снимал в роли креативного продюсера в Санкт-Петербурге, принимали участие пилот команды Эдуард Николаев и один из лучших дрифтеров мира - Mad Mike из Новой Зеландии. Главным аттракционом был парный дрифт 10-тонного грузовика и Mazda RX-8 того самого “Сумасшедшего” Майка.
В следующий раз было решено объединить вейкбординг и Камаз. Один из сильнейших вейкборд-атлетов Никита Мартьянов прокатился на своей доске, использую грузовик Камаз в качестве тягача. Кульминационным моментом стал прыжок через огромный ров и сам грузовик.

Ну и напоследок расскажу про незабываемый проект, где атлет Red Bull Арчи Ароян исполнил роль механика команды, который опаздывает на смену. В рамках своего забега по цеху сборки гоночных грузовиков Арчи исполнил несколько трюков, которые до этого атлеты еще не выполняли и прыгнул с моста на движущийся грузовик.
Все проекты были опубликованы на каналах Red Bull с суммарной аудиторией более 10 миллионов подписчиков, а также получили широкое освещение в СМИ. За распространение и медиа-менджемент этих видео тоже отвечал я.
- Получается, что такими проектами вы делаете рекламу всей стране и городу Казани?
- Абсолютно точно! Сложно себе представить лучшую рекламу для региона. Такие города как Дубай, платят деньги брендам и атлетам за то чтобы они приехали и сделали у них такие проекты.
Есть еще одно видео, которое я снимал в вашем регион. Им я горжусь не меньше чем съемкой в невесомости.
Один из лучших BMX атлетов Ирек Ризаев всегда мечтал прокатиться на своем велосипеде на территории казанского Кремля. В результате мы построили огромный скейт парк прям внутри памятника архитектору Юнеско.
Так как полностью перекрывать территорию нам не разрешили, пришлось снимать этот проект 7 дней, разделив Кремль на 7 секций.
Для съемок была придумана инновационная технология. Камеру закрепили на скоростном дроне, которым управляют от первого лица через очки. В качестве оператора позвали лучшего пилота из Франции. В результате получилась динамичная картинка, камера находилась очень близко к атлету, и мы смогли показать этот спорт с такого ракурса, с которого его еще не снимали.
Такое неожиданное сочетание креативной съемки, великолепной локации и трюков профессионального атлета принесло множество публикаций в мировых СМИ. Проект даже получил награду за инновации на премии Sportel в Монако.
Отличная реклама для города? Не правда ли?
- Как вообще спорт влияет на экономику и привлекательность регионов?
- Спорт, как индустрия развлечений и впечатлений имеет огромное влияние на оба фактора. На привлекательность и узнаваемость чуть больше, так как многие мегапроекты уровня Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира генерируют огромный PR value, ведь целый месяц весь мир наблюдает за местом, где проходят турниры такого уровня. Что касается инвестиционной привлекательности, то она зависит от изначальной готовности региона принять такое мероприятие. Нужно ли строить всю инфраструктуру с нуля или только несколько объектов. Нужно также понимать, как обстоят дела с транспортной и туристической инфраструктурой. Ну и, конечно, иметь полное понимание того как использовать все это наследие в будущем.
- А как на имидж региона влияют проекты, которые вы осуществляли в Казани?
- Здесь эффект оценить достаточно просто. Как часто Казань появляется в публикациях мировых СМИ? Думаю не очень часто, особенно в позитивном ключе. Например, наш с Иреком Ризаевым проект принес публикации в СМИ уровня самого читаемого таблоида в мире Daily Mail. Если посчитать PR value этого проекта, то лишь одна такая публикация полностью окупит затраченный бюджет.
НО есть один нюанс, Чтобы осуществить такой проект - нужна команда, которая все придумает, снимет, а потом раскрутит. Очень приятно такую команду возглавлять.