Роспотребнадзор разрешил открыть школы с нового учебного года. Если после отпусков эпидемиологическая обстановка не ухудшится, ученики вновь сядут за парты. В каких условиях будут учиться дети и готовы ли школы соблюдать установленные требования?
Где взять деньги?
На прошлой неделе Роспотребнадзор заявил, что регионы, в которых ситуация с коронавирусом стабильная, могут открыть школы в очном формате. По словам замглавы управления Роспотребнадзора по РТ Любови Авдониной, в Татарстане недельные темпы прироста заболеваемости не превышают 0,6 %, что даёт право назвать обстановку устойчивой. Ежедневно в республике выявляют от 28 до 33 случаев коронавируса.
На деле же готовиться приходится Министерству образования и самим школам, которые ломают голову над тем, как выполнить все требования Роспотребнадзора. Речь идёт о санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1/2.4.3598-20, утверждённых постановлением главного санитарного врача РФ Анны Поповой. В них прописано, какие меры безопасности должны соблюдать школы до 1 января 2021 г. Это измерение температуры два раза в день, регулярное обеззараживание воздуха в классах, установка санитайзеров на входе в школу, проведение ежедневной влажной уборки, обеспечение масками работников столовой. Сами дети не обязаны сидеть в классах в средствах защиты.
«За каждым классом нужно закрепить отдельный учебный кабинет, в котором дети будут обучаться. Исключение – занятия, требующие специального оборудования (физкультура, ИЗО, трудовое обучение, технология, физика, химия), – рассказывает пресс-секретарь Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Проветривание коридоров должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов – во время перемен. Чтобы не образовывались очереди в столовой и во время прохождения термометрии (обязательной для всех при входе в школу), необходимо пересмотреть расписание уроков и перемен. Также в каждом учреждении должен находиться медработник, контролирующий состояние учеников».
Министр образования РТ Рафис Бурганов считает, что необходимо найти золотую середину.
«Если все эти требования выполнять, нас ждут огромные затраты, – говорит глава Минобрнауки РТ. – Один только обеззараживатель воздуха стоит 60 тыс. руб., а он должен стоять в каждом классе. Во-вторых, рамки на каждый вход школы, в-третьих, дополнительный медработник, пирометр, санитайзеры, маски – это огромные суммы. Сейчас готовится большое совещание, на котором будем обсуждать все эти вопросы».
Не до формы
Директора учебных учреждений не паникуют, называя требования Роспотребнадзора сложными, но выполнимыми. Например, казанская школа «СОлНЦе» откроется не 1 сентября, а даже раньше – 18 августа. Её директор Павел Шмаков утверждает, что им не нужна особая подготовка к этому учебному году – школа всегда соблюдала санитарные требования.
«У нас в каждом классе учится не более 15 человек, все сидят за партами по одному. В кабинетах стоят антисептики, но мы сами просим детей мыть руки с мылом – так безопаснее. Классы и коридоры регулярно проветриваем, чужих в здание не пускаем. Очистителей воздуха пока нет, но надеюсь, школам выделят на это деньги, а пока начинаю закупать их на свои средства», – говорит Павел Шмаков.
Родители учеников не верят в открытие школ и не торопятся покупать школьную форму.
« В родительских чатах просят ждать новостей к середине августа, – рассказывает мама третьеклассника Нурия Шагимарданова. – В мае нам говорили, что с 1 сентября очно учиться будут только первые, четвёртые и девятые классы, а остальные – смотря по ситуации. Поэтому школьную форму я не тороплюсь покупать – сыну девять лет, он вытягивается быстро, через полгода одежда станет короткой. Но рабочие тетради заказали – учёбу же никто не отменял». Рафис Бурганов опровергает информацию о выборочном открытии классов. – Мы готовимся к тому, что у нас с 1 сентября ученики с первого по 11-й класс пойдут в школу. Линейки также планируются, но с соблюдением мер безопасности, – заявил он.
Как привыкнуть к школе?
«Чтобы новый учебный год не стал стрессом, предлагаю за две недели до 1 сентября родителям организовать свободное время ребёнка: составлять ему план на день, что должен сделать по дому, какие книги прочитать, с какими учебниками позаниматься, – советует психолог Роза Хайруллина. – Тогда у ребёнка станет просыпаться интерес к учёбе, и он сам потянется в школу. Важный момент мотивации. Она может быть внешней: хорошие оценки – родительские бонусы. Может быть внутренней – личный интерес к учёбе. Давно доказано, что внешняя мотивация временна, нужно добиться внутренней. Для этого следует обращать внимание на талант, способности ребёнка и его интересы. Ещё важно разговаривать с детьми, настраивать доверительные отношения и не обесценивать проблемы. Если вы чувствуете, что не способны помочь ребёнку, обратитесь к школьному психологу».